• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Применение КОСГУ при оплате монтажных работ

Применение КОСГУ при оплате монтажных работ

Расходы относятся на коды КОСГУ исходя из их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н).

Очевидно, что экономическое содержание конкретных расходов должно определяться на основании объективных критериев, которые позволяли бы оценивать факты хозяйственной жизни с одинаковых позиций как сотрудникам учреждений, так и специалистам органов финансового контроля, иных заинтересованных органов.

Как правило, экономическое содержание расхода определяется согласно предмету договора (контракта), а также оформляемым первичным учетным документам. Следовательно, при составлении договоров (контрактов) целесообразно соотносить их содержание с положениями Порядка N 209н. А первичные учетные документы должны соответствовать контракту - их набор лучше оговорить в контракте.

Пример

Несоответствие предмета договора и его экономического содержания (оформляемых первичных документов):

1. Предмет контракта - реконструкция крыши. Если это не реконструкция здания в целом, то чаще всего по сути это ремонтные работы.

2. Предмет договора - "модернизация", а в актах указано - "ремонт". Такое несоответствие может стать поводом для возникновения споров с ревизорами.

Ели предмет договора не соответствует фактическому содержанию обязательств контрагента, то код КОСГУ нужно будет выбирать по экономическому содержанию операции. Это правило вытекает из п. 68 СГС "Концептуальные основы", согласно которому раскрывать информацию в учете и отчетности нужно согласно экономической сущности фактов, а не только в соответствии с их правовой формой.

Универсального правила, согласно которому можно отнести монтажные работы на определенный КОСГУ, не существует. Все будет зависеть от конкретной ситуации.

 

Монтажные работы являются модернизацией, реконструкцией, дооборудованием

 

Нормативно-правовые акты не содержат определений работ по модернизации, дооборудованию основных средств. Определение реконструкции объектов недвижимости приведено в п.п. 1414.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно п. 27 Инструкции N 157н по результатам работ, связанных с модернизацией, реконструкцией, дооборудованием основного средства, происходит улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.).

Приводят или нет проведенные работы к таким улучшениям, целесообразно поручить должностным лицам учреждения, обладающим соответствующими знаниями, либо членам комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

Пример

Ситуации, при которых может потребоваться квалификация монтажных работ ответственными должностными лицами учреждения: установка спутниковой сигнализации на автомобиль, пристройка пандуса к зданию, замена монитора в компьютере.

В предмете договора и оформляемых первичных документах могут быть прямо указаны слова "модернизация", "дооборудование". В таком случае работы на основании Акта принимаем по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ согласно прямой норме пп. 11.1 п. 11 Порядка N 209н.

В документах может не быть таких ключевых слов, но согласно суждению ответственных должностных лиц монтажные работы являются работами по модернизации, реконструкции, дооборудованию. В таком случае аналогично отражаем работы по Акту по КОСГУ 310.

Пример

В учреждении в составе основных средств был учтен автомобиль. Заключен контракт на установку дополнительных (дублирующих) педалей на данное транспортное средство. По результатам проведенных работ поменялся порядок использования основного средства - теперь автомобиль может использоваться как учебный для обучения вождению. Согласно суждению профильной комиссии учреждения данные работы являются работами по модернизации с дооборудованием автомобиля. Поэтому их следует отражать по КОСГУ 310.

Монтажные работы, которые по сути являются модернизацией, реконструкцией или дооборудованием, могут сопровождаться заменой старых составных частей основного средства. При модернизации (реконструкции, дооборудовании) стоимости заменямой и новой частей, как правило, существенны. Поэтому увеличение стоимости основного средства на стоимость новой части может привести к искажению стоимости основного средства. В таком случае может быть принято решение о частичной ликвидации основного средства - уменьшении стоимости через счет 0 401 10 172. С примерами отражения бухгалтерских записей для таких ситуаций можно ознакомиться по ссылке.

 

Приобретение нефинансовых активов для установки (монтажа)

 

Если учреждением заключен договор поставки, то в качестве первичного документа, подтверждающего поставку, как правило, оформляется Накладная.

Внимание

Согласно п. 99 Инструкции N 157н оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, включается в состав материальных запасов. Однако речь в данном пункте идет не о любом оборудовании для установки, а лишь о том, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений. Если же поставляется готовое к установке оборудование, то при удовлетворении его критериям включения в состав основных средств оборудование учитывается не в качестве материальных запасов, а в качестве основных средств.

В зависимости от того, какой объект мы приобретаем для монтажа, могут быть применены разные коды КОСГУ:

 

КОСГУ

Что приобретаем

Примеры

310 "Увеличение стоимости основных средств"

Основные средства для установки

кондиционер

счетчик

тахометр

прибор ГЛОНАСС

транспондер

рольставни

346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Материальные запасы для установки без последующего увеличения стоимости основных средств

оконные решетки

ставни

замки

пожарные лестницы

347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений"

Материальные запасы для установки с модернизацией, дооборудованием.

Материальные запасы для дооборудования после частичной ликвидации ОС

компьютерный монитор

 

Если установка нефинансового актива включена в стоимость его поставки (не оформляется отдельным договором и (или) первичным документом), то:

- основное средство ставим на учет по сформированной в результате поставки стоимости;

- материальные запасы списываем как установленные (в дебет счетов 401 20, 109 00 или 106 00).

Внимание

В определенных ситуациях списание на расходы объекта, установленного на действующем основном средстве, может стать поводом для возникновения споров, в том числе с контролирующими органами. Например, счетчики (приборы учета), как правило, подлежат учету в качестве самостоятельных основных средств (на основании п. 45 Инструкции N 157н как оконечные приборы единых функционирующих систем - средства измерения). В то же время не исключены ситуации, когда счетчики будут являться не самостоятельными основными средствами, а частями одного основного средства - к примеру, системы теплоучета здания.

Установка (монтаж) приобретенного ранее объекта, демонтаж старого

 

Если учреждением заключен договор на осуществление монтажных работ (установку) приобретенного ранее объекта, то в качестве первичного документа, подтверждающего выполнение работ, как правило, оформляется Акт.

В зависимости от того, по какому КОСГУ отражалось приобретение монтируемого объекта, могут быть применены разные коды КОСГУ для соответствующих работ:

 

КОСГУ при покупке

КОСГУ при установке

Отражение в учете

Примеры

310 "Увеличение стоимости основных средств"

228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений"

Суммы приобретения и установки формируют первоначальную стоимость приобретенного ОС

Установка в уже эксплуатируемом здании прибора учета, приобретенного как основное средство

346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

226 "Прочие работы, услуги"

Все суммы списать на расходы (затраты) текущего финансового года

Установка новых объектов в здании, не увеличивающих его стоимость - оконных решеток, ставней, замков, пожарных лестниц

347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений"

228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений"

Суммы приобретения и установки идут на увеличение стоимости другого объекта - основного средства

Установка счетчика на котел для строящегося здания (как оборудование к установке).

Монитор для включения в состав компьютера

 

В стоимость поставки могут входить и демонтажные работы. Оплата демонтажных работ по отдельному акту отражается по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Примечание

В рамках договора на установку (монтаж) могут быть оформлены 2 первичных документа: отдельно Накладная на покупку, отдельно - Акт на установку. В такой ситуации учреждению необходимо разделить расходы по разным документам на разные КОСГУ в зависимости от экономического содержания. Поставку следует отразить по коду КОСГУ из группы 300, установку - по коду 226 или 228 КОСГУ в порядке, представленном выше.

Если предмет договора сформулирован общими фразами и не видно, что мы приобретаем - работу или товар, то для применения КОСГУ следует учитывать также набор первичных документов.

Пример

Предмет договора - "поставка и установка в автомобиль учебных педалей и получение свидетельства о соответствии автомобиля требованиям безопасности". По суждению ответственных должностных лиц принято решение, что это модернизация с дооборудованием автомобиля. В зависимости от оформленных документов отразить можно по-разному:

Первичные документы

КОСГУ

Только Акт об оказании услуг

310 "Увеличение стоимости основных средств"

Только Накладная на поставку

347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений"

Накладная на поставку и Акт на установку

Накладная - 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений"

Акт - 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений"

Договор на установку (монтаж) объекта без его отдельной поставки

 

Работы по установке (монтажные работы) могут быть выполнены иждивением подряда, то есть из материалов исполнителя, его силами и средствами (п. 1 ст. 704 ГК РФ). В такой ситуации стоимость установленного объекта входит в стоимость работ. Также в стоимость работ могут быть включены и работы по демонтажу ранее установленного объекта. Причем все это оформляется единым Актом выполненных работ.

Выбор КОСГУ для отражения расходов по договору здесь будет зависеть от экономической сущности произведенных работ:

 

Сущность монтажных работ, включающих стоимость монтируемого объекта

КОСГУ

Примеры

Создание (установка) отдельного основного средства

310 "Увеличение стоимости основных средств"

Монтаж забора

Монтаж счетчика

Установка кондиционера

Модернизация учтенного ранее объекта основных средств

228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений"

Установка системного блока, монитора

Установка (монтаж) чего-то нового, но не формирующего (увеличивающего) стоимость основных средств

226 "Прочие работы, услуги"

Монтаж оконных решеток

Монтаж ставней

Установка замков

Установка пожарной лестницы

Монтаж некапитального пандуса

Ремонтные работы

225 "Работы, услуги по содержанию имущества"

Монтаж окон и дверей (взамен установленных ранее)

Замена аккумулятора

Замена фискального накопителя

 

Если планируется заключить договор на монтаж (установку, замену), который по сути представляет собой ремонтные работы, то лучше формулировать предмет договора как ремонт. Например, вместо формулировки "монтаж окон и дверей" применить формулировку "ремонтные работы по замене оконных и дверных блоков". Тогда выбор КОСГУ 225 для оплаты данных работ не будет поводом для возникновения споров, в том числе с контролирующими органами.

Подробно о замене частей основного средства в ходе проведения ремонтных работ смотрите в Энциклопедии решений: Учет замены запчастей в стоимости основного средства (для госсектора).

Примечание

В Акте выполненных работ (оказанных услуг) могут быть отдельными строками выделены: стоимость монтируемого объекта, стоимость работ по монтажу, демонтажу. Это не дает оснований для выделения отдельных позиций Акта по разным кодам КОСГУ. То есть единый Акт с выделенными разными позициями следует оплачивать по одному КОСГУ исходя из того, какой конечный результат передает нам исполнитель.

Монтаж (установка) измерительных приборов, счетчиков

 

При выборе КОСГУ для оплаты договоров, связанных с монтажом счетчиков, следует учитывать суждение ответственных должностных лиц по отнесению данных объектов к основным средствам или материальным запасам.

Также выбор КОСГУ будет зависеть от предмета заключенного договора и оформляемых документов:

 

Предмет договора

КОСГУ

Советы

Покупка счетчика для установки (замены) в существующем здании

310 "Увеличение стоимости основных средств"

Если профильная комиссия учреждения решила, что счетчик - это самостоятельное основное средство. При этом договор поставки может также предусматривать демонтаж и монтаж без дополнительной платы. Выбор КОСГУ от этого не меняется

346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Профильная комиссия решила отнести счетчик к материальным запасам

Покупка счетчика для установки при строительстве (монтаже нового основного средства)

347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений"

Стоимость приобретенного счетчика в такой ситуации будет отнесена на увеличение капитальных вложений в основное средства (счет 106 01). Например, при монтаже в составе узла учета, который решено учесть как основное средство

Монтаж ранее приобретенного счетчика (если данные работы не включены в стоимость поставки)

228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений"

Если стоимость услуг по монтажу пойдет на увеличение капитальных вложений (счет 106 01). К примеру, если счетчик приобретен как основное средство или оплачивается монтаж счетчика по отдельному договору при строительстве здания

226 "Прочие работы, услуги"

Если стоимость работ будет списана на расходы (затраты), а не на увеличение капитальных вложений (счет 106 01)

Работы по замене (демонтаж/монтаж) счетчика, купленного подрядчиком

Если решено учесть счетчик как основное средство:

310 "Увеличение стоимости основных средств" и 228 "Услуг, работы для целей капитальных вложений"

Если подрядчик выставил 2 документа: Накладную - на поставленный счетчик (КОСГУ 310)

Акт - на монтаж (КОСГУ 228)

310 "Увеличение стоимости основных средств"

Оформлен один документ - Акт на работы по установке (монтажу), а по сути произведена поставка с установкой

Если счетчик не будет учтен в составе основных средств:

225 "Работы, услуги по содержанию имущества"

В договоре и Акте указано: соблюдение требований по эксплуатации имущества, ремонтные работы в виде замены счетчиков

 

Отдельные разъяснения Минфина России по применению КОСГУ при установке приборов учета были даны в письмах от 18.07.2019 N 02-08-10/54147, от 12.12.2013 N 02-05-010/54741.

 

Пример. Применение КОСГУ при покупке и обслуживании кассового аппарата

Учетной политикой учреждения установлено, что кассовый аппарат с фискальным накопителем составляет единый объект основных средств. Замена накопителя отражается в качестве ремонта (текущего обслуживания) кассового аппарата.

В такой ситуации:

Что оплачиваем

КОСГУ

Покупка нового кассового аппарата

310 "Увеличение стоимости основных средств"

Покупка фискального накопителя для установки в новую ККТ

347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений"

Установка фискального накопителя в новую ККТ

228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений"

Покупка фискального накопителя для его замены

346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Замена фискального накопителя

225 "Работы, услуги по содержанию имущества"

Услуги оператора фискальных данных (ОФД)

221 "Услуги связи"

Обратите внимание! Фискальный накопитель необходимо хранить в течение 5 лет со времени его использования в составе ККТ (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Поскольку после снятия с ККТ фискальный накопитель не удовлетворяет критериям актива, то его учет в течение установленного срока может быть организован на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении".

 

 


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт