• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Валютные операции (для госсектора)

Валютные операции (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

При осуществлении валютных операций организации госсектора должны соблюдать требования действующего валютного законодательства, в частности Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).

Органами валютного регулирования согласно ст. 5 Закона N 173-ФЗ являются Банк России и Правительство РФ. Поэтому при осуществлении валютных операций госучреждениям необходимо также исполнять требования нормативных документов, изданных Банком России.


В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, в том числе и госучреждения, признаются резидентами.

Валютные операции между резидентами РФ и нерезидентами могут осуществляться без ограничений, за исключением операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинированных в валюте, которые в обязательном порядке должны осуществляться через уполномоченные банки (ст. ст. 6, 11 Закона N 173-ФЗ)

В то же время операции в иностранной валюте между резидентами РФ, если иное прямо не установлено действующим законодательством, запрещены (ч. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ).


К валютным операциям, в частности, относятся (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ):

- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

- перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и наоборот - со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ.

Примечание

Осуществлять все виды валютных операций без ограничений могут специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти (ч. 5 ст. 5 Закона N 173-ФЗ). К таким органам власти, в частности, относится Федеральное казначейство (постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 803).

Осуществляя валютные операции госучреждения, в частности:

- конвертируют иностранную валюту в валюту РФ и, наоборот, осуществляют продажу валютной выручки и приобретают иностранную валюту (для зарубежных командировок сотрудников, для оплаты денежных обязательств, принятых в иностранной валюте)*(1);

- перечисляют средства в иностранной валюте на депозитные счета и с депозитных счетов (закрытие счета);

- получают доходы (выручку) в иностранной валюте;

- получают гранты и пожертвования в иностранной валюте;

- перечисляют оплату в иностранной валюте в соответствии с заключенными договорами на приобретение материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг.

Внимание

Юридические лица - резиденты, в т.ч. организации госсектора, могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет (ч. 7 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, письмо Минфина России от 03.06.2013 N 02-03-08/20261).

Осуществление организацией госсектора незаконных валютных операций является основанием для привлечения организации и виновных должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Рассмотрение дел о нарушениях валютного законодательства, допущенных госучреждениями, относится, в частности, к компетенции Федеральной налоговой службы (ст. 23.60 КоАП РФ; п.п 1, 5.1.5 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 *(2)).

_______________________________

*(1) Например, согласно п. 2.8.2 Порядка, утв. приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, средства, необходимые участникам бюджетного процесса для покупки иностранной валюты за счет средств федерального бюджета, перечисляются органом Федерального казначейства на основании Заявки на кассовый расход на корреспондентский счет кредитной организации для последующей конвертации в иностранную валюту и перечисления на счет, открытый участнику бюджетного процесса в банке на балансовом счете N 40106.

*(2) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Авторский коллектив:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, аудитор

А. Кузьмина, кандидат юридических наук

Н. Андреева, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А. Суховерхова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Евсюкова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности