Энциклопедия решений. Списание задолженности неплатежеспособных дебиторов (для госсектора)

Списание с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Должностными лицами организации госсектора должна постоянно осуществляться работа по своевременному и обоснованному списанию с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов (нереальной ко взысканию дебиторской задолженности). Несвоевременное списание такой задолженности может привести к существенному искажению показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности и, как следствие, может повлиять на определенные решения учредителей бюджетных (автономных) учреждений.

Внимание

В настоящее время уполномоченные органы осуществляют постоянный контроль за объемом дебиторской задолженности. Так, на федеральном уровне, уже начиная с отчета за 1 квартал 2016 года, в составе бюджетной отчетности представляются расшифровки дебиторской задолженности (приказ Минфина России от 01.03.2016 N 15н).

В рамках публично-правового образования могут разрабатываться планы мероприятий по сокращению дебиторской задолженности (см., например, Типовой план, утв. Минфином России 29.04.2016).

При формировании бюджетной отчетности информация о причинах увеличения дебиторской задолженности, а также о мероприятиях, направленных на ее сокращение, раскрывается в Разделе 4 "Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности" Пояснительной записки (ф. 0503160) (см. письмо Минфина России от 22.07.2016 N 02-06-10/43336).

Порядок списания дебиторской задолженности с балансового учета следует установить в локальном акте, разработанном с учетом требований действующего законодательства (письмо Минфина России от 01.10.2013 N 02-06-10/40714).

Полномочиями по списанию дебиторки с баланса наделена Комиссия по поступлению и выбытию активов (абзац первый п. 339 Инструкции N 157н).

По общему правилу с момента возникновения и до полного погашения дебиторская задолженность учитывается на соответствующих балансовых счетах бухгалтерского учета. В то же время в случае признания дебиторов неплатежеспособными с момента принятия комиссией соответствующего решения дебиторская задолженность одновременно:

- списывается с балансового учета;

- отражается на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Критерии списания с балансового учета - задолженность больше не является активом (предприняты все меры по ее взысканию). По сути, такое требование содержится в п. 339 Инструкции N 157н и согласуется с положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете": на балансе организации госсектора подлежат отражению не все требования к юридическим и физическим лицам, а лишь те из них, которые относятся к активам. Соответственно, списать с балансового учета задолженность возможно после того, как реализованы все законные меры и действия, которые могли бы привести к ее возврату. То есть организация госсектора предлагала контрагенту погасить задолженность в добровольном порядке, обращалась в уполномоченные органы (в суд, к судебным приставам и т.д.), но эти действия не привели к погашению задолженности.

Непринятие на учет забалансового счета 04 для наблюдения за возможностью взыскания списанной просроченной дебиторской задолженности с балансового счета может быть признано контролирующими органами неэффективным использованием бюджетных средств (см. решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29.07.2010 по делу N 2-1107/10). В то же время согласно четвертому абзацу п. 339 Инструкции N 157н при отсутствии правовых оснований для возобновления процедуры взыскания списанную задолженность учитывать за балансом не нужно. Например, наблюдение за задолженностью по административному штрафу в случае смерти должника не имеет смысла, так как административная ответственность является персонифицированным наказанием (неразрывно связана с личностью совершившего правонарушение) и не может быть возложена на лицо, невиновное в его совершении (п. 1 ст. 418, ст. 1112 ГК РФ).

Примечание

Следует разграничивать понятия "нереальная ко взысканию дебиторская задолженность" и "просроченная дебиторская задолженность". К просроченной дебиторской задолженности относят суммы, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства дебитором не исполнены. Эта задолженность подлежит учету на балансовых счетах (учетной политикой организации госсектора для ее учета могут быть предусмотрены отдельные аналитические счета к балансовым счетам 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000 и т.д.). Информация о просроченной дебиторской задолженности отражается в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769) (п. 167 Инструкции N 191н, п. 69 Инструкции N 33н).

При определении возможности отнесения конкретной задолженности к безнадежной должностные лица организаций госсектора должны прежде всего руководствоваться положениями гражданского законодательства. Так, в качестве достаточного основания для признания дебиторской задолженности безнадежной могут рассматриваться обстоятельства, позволяющие контрагенту отказаться от исполнения обязательств. Например, в связи с истечением срока исковой давности (см., в частности, ст. 196 ГК РФ). Вместе с тем, если никакая работа (мероприятия) по возврату дебиторской задолженности не проводилась и не исчерпаны все возможности возврата, например, должнику не предлагалось осуществить погашение в добровольном порядке, по нашему мнению, такая задолженность не может признаваться нереальной ко взысканию.

Кроме того, списать с баланса конкретную дебиторскую задолженность можно и принимая во внимание положения соответствующих статей главы 26 "Прекращение обязательств" ГК РФ.

Внимание

Прекращение (приостановление) исполнительного производства по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", может рассматриваться должностными лицами госучреждения в качестве достаточного основания для списания соответствующей дебиторской задолженности с балансового учета (см., например, письма Минфина России от 29.05.2012 N 02-06-10/1902, от 15.03.2011 N 03-03-06/2/42, определение ВАС РФ от 07.03.2008 N 2727/08).

Указание на возможные основания для списания задолженности содержатся и в Инструкциях по применению Планов счетов. Так, списание дебиторской задолженности со счета 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" возможно в случае (п. 86 Инструкции N 162н, п. 110 Инструкции N 174н, п. 113 Инструкции N 183н, см. также письмо Минфина России от 11.02.2016 N 02-07-10/7306):

- приостановления согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела, или принудительного взыскания;

- признания виновного лица неплатежеспособным.

Порядок признания дебиторской задолженности в качестве подлежащей списанию с балансового учета может быть определен главным администратором доходов бюджета. Например, о списании дебиторской задолженности по административным штрафам речь идет в п. 2 Порядка, утвержденного приказом Росфиннадзора от 01.04.2014 N 99*(1). При этом основанием для списания этой задолженности с балансового учета являлась, в частности:

- отмена или признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за административное правонарушение;

- отмена постановления о наложении административного штрафа;

- смерть физического лица - плательщика штрафа или объявление его умершим в порядке, установленном РФ.

Примечание

Сами по себе действия по списанию дебиторской задолженности с балансового учета не направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Соответственно, такие действия не подлежат согласованию бюджетными и автономными учреждениями в порядке, предусмотренном для согласования крупных сделок и сделок с заинтересованностью (ст. 153 ГК РФ, п. 13 ст. 9.2, ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ).

Действующее законодательство (в т.ч. ст. 160.1 БК РФ) не устанавливает единого для всех организаций госсектора требования об обязательном согласовании решений о списании дебиторской задолженности с балансовых счетов с финансовым органом или органом - учредителем.

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают единый порядок документального оформления госучреждениями операций по переводу нереальной ко взысканию дебиторской задолженности с балансового на забалансовый учет. Следовательно, такой порядок должен утверждаться в качестве элемента учетной политики госучреждений (см. письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776). При этом должны учитываться соответствующие требования органов, осуществляющих в отношении учреждений функции и полномочия учредителей (главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов) (см. ст. 160.1 БК РФ, п. 339 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 18.12.2012 N 02-04-10/5225).

Так, например, при списании с баланса нереальной ко взысканию дебиторской задолженности могут оформляться:

1) инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности (первичные документы) и невозможность ее взыскания (например, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства);

2) решение профильной комиссии;

3) письменное обоснование решения о списании задолженности;

4) приказ (распоряжение) руководителя госучреждения о списании дебиторской задолженности;

5) Бухгалтерская справка (ф. 0504833).

В аналогичном порядке может оформляться и списание задолженности с забалансового счета 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов".


Анализ практики применения бюджетного законодательства в различных публично-правовых образованиях показывает, что списание задолженности неплатежеспособных дебиторов, числящейся на балансах казенных учреждений, могло осуществляться на основании:

- решения руководителя учреждения, принятого в порядке, установленном актом главного администратора доходов бюджета;

- решения руководителя учреждения, принятого по согласованию с главным администратором (администратором) доходов бюджета;

- распоряжения главного администратора доходов бюджета.


Особое внимание желательно уделить вопросу разграничения полномочий и ответственности между специалистами бухгалтерии и членами комиссии, уполномоченной на принятие решений о списании дебиторской задолженности. Вопрос о том, предприняты ли все возможные меры по взысканию долга, не относятся к компетенции бухгалтерии и окончательно может быть разрешен только специалистами юридической службы. В то же время обеспечение своевременного списания такой задолженности является одной из функций бухгалтерии. Поэтому в случаях выявления задолженности, которая может быть списана с балансового учета, ответственному сотруднику бухгалтерии желательно в письменном виде поставить соответствующие вопросы перед руководителем и (или) профильным структурным подразделением.

Бухгалтерская служба списывает дебиторскую задолженность на основании первичного документа - Бухгалтерской справки (ф. 0504833), оформленной согласно заключению профильной комиссии. Документы, подтверждающие обоснованность решения комиссии (его соответствие критериям списания задолженности, предусмотренным законодательством и локальными актами), оцениваются профильными специалистами (членами комиссии). Именно члены комиссии несут ответственность за законность этого решения.

Если описанный выше порядок организации работы по отнесению задолженности к безнадежной не соблюдается и сотрудники бухгалтерии самостоятельно определяют характер задолженности, то они тем самым, по сути, берут на себя ответственность за возможные последствия такого решения.


Дебиторская задолженность, признанная в установленном порядке нереальной ко взысканию, возникшая в рамках доходных операций, списывается в дебет счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами". При возникновении задолженности в рамках расходных операций списание осуществляется в дебет счета 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" (см. также письмо Минфина России от 27.11.2014 N 02-07-10/60400).

_________________________________

*(1) 02 февраля 2016 года Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) упразднена. Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения