Энциклопедия решений. Учет материальных носителей нематериальных активов (для госсектора)

Учет материальных носителей нематериальных активов (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, не относятся к нематериальным активам, принимаемым к бухгалтерскому учету (п. 57 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). В данном случае речь идет о таких материальных объектах, как CD и DVD диски, документы на бумажных носителях (книги, брошюры), схемы, макеты.

Внимание

Согласно нормам гражданского законодательства передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачи каких-либо прав на нематериальный актив (см. часть четвертую ГК РФ).

Как правило, не возникает затруднений при отражении в учете поступления нематериальных активов, если в договоре (дополнительном соглашении к нему) отдельно оговорена стоимость материальных носителей. В таких случаях в распоряжение госучреждения поступают документы, подтверждающие передачу прав на нематериальные активы, а также документы, подтверждающие передачу материальных носителей с указанием их стоимости (например, накладные).

При подобном порядке оформления договоров (контрактов) и первичных документов материальные носители в соответствии с положениями Инструкции N 157н могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета основных средств или материальных запасов (см. также письмо Минфина России от 20.09.2013 N 02-06-10/39168).

Так, например, CD и DVD диски, являющиеся материальными носителями нематериальных активов, могут приниматься к учету в составе материальных запасов и списываться с балансового учета при выдаче ответственным лицам.

В то же время достаточно часто в договорах (контрактах) не оговаривается отдельно стоимость материальных носителей нематериальных активов, поступающих в оперативное управление госучреждений.

В подобных ситуациях желательно руководствоваться следующим правилом. Если материальные носители непосредственно связаны с созданием (приобретением) нематериального актива, то в качестве самостоятельных объектов к балансовому учету они могут не приниматься и, соответственно, могут отражаться только за балансом. В балансовом же учете их стоимость, по сути, учитывается при формировании первоначальной стоимости нематериального актива.

Пример

Казенное учреждение приобретает исключительные права на программное обеспечение. Первоначальная стоимость данного нематериального актива, сформированная в установленном порядке, равна 150 000 руб. В контракте отдельно оговорена обязанность по оплате стоимости DVD дисков (материальных носителей программного обеспечения) в сумме 5 000 руб. Передача дисков оформлена накладной.


В данном случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Содержание операции

КРБ 1 102 30 320

КРБ 1 106 32 320

150 000, 00

Принят к учету нематериальный актив (по сформированной первоначальной стоимости)

КРБ 1 105 36 340

КРБ 1 302 34 730

5 000, 00

В составе материальных запасов учтены материальные носители нематериального актива (DVD диски)

КРБ 1 401 20 272

КРБ 1 105 36 440

5 000, 00

DVD диски переданы ответственном лицу

В Инвентарной карточке нематериального актива сделана отметка о наличии материальных носителей, а также о передаче их ответственному лицу

Увеличение

52

"Материальные носители нематериальных активов"


1, 00

В соответствии с требованиями учетной политики материальные носители учтены на специальном забалансовом счете

Пример

Бюджетное (автономное) учреждение в рамках приносящей доход деятельности заключает с физическим лицом договор, предметом которого является написание аранжировки песни. Первоначальная стоимость данного нематериального актива, сформированная в установленном порядке, равна 10 000 руб. Аранжировка получена учреждением в виде нотной записи. Данная нотная запись является материальным носителем созданного произведения, однако ее стоимость в договоре отдельно не выделена.


В бухгалтерском учете следует сделать записи:

В бюджетном учреждении

В автономном учреждении

Сумма,
руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

2 102 30 320

2 106 32 320

2 102 30 000

2 106 32 000

10 000, 00

Принят к учету нематериальный актив (по сформированной первоначальной стоимости)

В Инвентарной карточке нематериального актива сделана отметка о наличии материальных носителей, а также о передаче их ответственному лицу

Увеличение

52

"Материальные носители нематериальных активов"


Увеличение

52

"Материальные носители нематериальных активов"


1, 00

В соответствии с требованиями учетной политики материальный носитель учтен на специальном забалансовом счете



Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июнь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт