• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Особенности правового положения казенных учреждений

Особенности правового положения казенных учреждений

Сфера деятельности казенных учреждений действующим законодательством не ограничена. Вместе с тем, по мнению специалистов финансового ведомства, принимая во внимание концепцию изменения правового положения государственных (муниципальных) учреждений, целесообразно относить к казенным учреждениям только учреждения, созданные в сфере управленческой деятельности, либо учреждения, отнесенные к такому типу в силу закона, например, в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (см., в частности, письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/289).


Казенное учреждение является получателем бюджетных средств (участником бюджетного процесса) и находится в ведении уполномоченного органа, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено действующим законодательством (ст. 6, п. 1 ст. 161, ст. 162 БК РФ). Кроме того, казенное учреждение может обладать бюджетными полномочиями главного администратора доходов бюджета (ст.ст. 6, 160.1 БК РФ, письмо Минфина России от 19.03.2015 N 02-08-11/15499).

Финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Согласно п. 10 ст. 161 БК РФ казенные учреждения не могут:

- предоставлять и получать кредиты (займы);

- приобретать ценные бумаги;

- получать субсидии и бюджетные кредиты.

Осуществлять приносящую доходы деятельность казенные учреждения могут только в том случае, если такое право предусмотрено в их учредительных документах (п. 4 ст. 298 ГК РФ и п. 3 ст. 161 БК РФ). При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 5 ст. 41 БК РФ).

Главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доходы деятельности, осуществляемой этими учреждениями, зачисляемых в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ч. 22 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

Внимание

Действующая в настоящее время редакция ст. 41 БК РФ не предполагает возможности уменьшения каких-либо сумм, подлежащих перечислению в доход бюджета, на величину расходов, осуществляемых казенными учреждениями (в том числе на величину расходов по уплате налогов). Таким образом, принятие решения о возможности оказания услуг (выполнения работ) казенными учреждениями на платной основе обязывает главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств предусматривать при утверждении бюджетной сметы источники финансового обеспечения осуществления указанной деятельности, в том числе и средства на уплату налогов.

Имущество закрепляется за казенными учреждениями на праве оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Такие учреждения независимо от цены (размера) сделки или стоимости имущества не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества, то есть соответствующего публично-правового образования (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215, п. 4 ст. 298 ГК РФ). Понятие крупных сделок к казенным учреждениям неприменимо. От имени публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования) права собственника осуществляют органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).


Казенные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 4 ст. 161, 220.1 БК РФ). Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения таких лицевых счетов. Так, для организаций, обслуживающихся в органах Федерального казначейства, Порядок открытия и ведения лицевых счетов утвержден приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н.


Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ). Бюджетные обязательства могут учитываться на лицевом счете казенного учреждения в порядке, установленном финансовым органом (см., в частности, Порядок, утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н)*(1).

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом. Так, например, при оплате за счет средств федерального бюджета денежных обязательств получателей средств федерального бюджета применяется Порядок, утвержденный приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н *(2).

Внимание

Если иное не предусмотрено действующим законодательством, казенное учреждение от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права, несет гражданские обязанности (п. 1 ст. 48 ГК РФ; п. 4.2 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). В частности, от своего имени казенное учреждение заключает договоры в рамках приносящей доходы деятельности (п. 3 ст. 161 БК РФ).

В то же время заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени соответствующего публично-правового образования (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Согласно п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (публично-правовое образование) в лице главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, п. 7 ст. 161 БК РФ).

_______________________________

*(1) Отдельные положения Порядка N 98н применяются до 1 января 2017 года (п. 5 приказа Минфина России от 30.12.2015 N 221н, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 13.01.2016 NN 02-03-09/287, 07-04-05/05-9).

*(2) До 4 февраля 2017 года в целях санкционирования оплаты денежных обязательств применялся Порядок, утвержденный приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н.


Тема

Правовое положение госучреждений


См. также

Сравнительный анализ правового положения различных типов госучреждений

Администрирование доходов бюджета. Доходы казенного учреждения

Исполнение бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (бюджетная смета)

Гранты, предоставляемые госучреждениям

Операции по возврату казенному учреждению дебиторской задолженности прошлых лет

Погашение казенным учреждением кредиторской задолженности по обязательствам прошлых лет

Неденежные расчеты казенного учреждения по договорам (контрактам)

Ограничение размера авансовых платежей по договору (контракту) для казенных учреждений

Передача в аренду имущества казенным учреждением

Безвозмездное получение госучреждением работ (услуг)

Государственные и муниципальные заказчики в контрактной системе

Практические ситуации

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на июнь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, главный редактор объединенной редакции "Бюджетная сфера", руководитель Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Ю. Волгина, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Пожидаева, эксперт

И. Салтыкова, эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения