Энциклопедия решений. Налог на прибыль в органах власти (местного самоуправления)

Налог на прибыль в органах власти (местного самоуправления)

Плательщиками налога на прибыль признаются, в частности, организации (п. 1 ст. 246 НК РФ). При этом для целей НК РФ под организациями понимаются в том числе и юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).


В силу ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п. п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).

При этом анализ положений различных актов, определяющих статус органов государственной власти (местного самоуправления), показывает, что такие органы и их территориальные подразделения могут иметь статус юридических лиц.

Таким образом, органы власти (местного самоуправления), включенные в Единый государственный реестр юридических лиц, являются плательщиками налога на прибыль организаций (см. также письмо Минфина России от 14.09.2011 N 03-03-05/91).


Любые доходы, отражаемые в бюджетном учете органов власти (местного самоуправления), подлежат зачислению в соответствующие бюджеты (см. в частности, ст. 41 БК РФ). В то же время согласно налоговому законодательству данное обстоятельство не может рассматриваться в качестве основания для освобождения налогоплательщиков (в том числе и органов власти, местного самоуправления) от уплаты налога на прибыль.

Действующая в настоящее время редакция ст. 41 БК РФ не предполагает возможности уменьшения каких-либо сумм, подлежащих перечислению в доход бюджета, на величину расходов, осуществляемых участниками бюджетного процесса (в том числе и на величину расходов по уплате налогов). Таким образом, принятие решения о получении участниками бюджетного процесса каких-либо доходов обязывает уполномоченные органы предусматривать при утверждении их бюджетных смет источники финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих в связи с получением подобных доходов, в частности, по уплате налога на прибыль.


В то же время далеко не все доходы, отражаемые в бюджетном учете органов власти (местного самоуправления) в качестве администраторов доходов бюджетов, должны учитываться при налогообложении прибыли. Дело в том, что такие доходы подразделяются на поступления, получаемые органом власти (местного самоуправления):

1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа власти (местного самоуправления) (см. письмо Минфина России от 08.04.2016 N 03-05-05-03/20102);

2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.

В первом случае нет оснований для учета доходов при налогообложении прибыли - исходя из положений ст. ст. 11, 246 НК РФ публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль (см. письмо Минфина России от 02.12.2016 N 03-03-05/71652). А вот во втором случае доходы должны учитываться при налогообложении прибыли в общеустановленном порядке.


Обоснованность сформулированной выше правовой позиции подтверждается как специалистами финансового ведомства (см. письма Минфина России от 27.08.2015 N 03-03-05/49365, от 28.04.2015 N 03-03-05/24417, от 02.08.2012 N 02-03-09/3040, от 15.05.2008 N 03-05-05-01/33, от 08.08.2007 N 03-03-06/2/150), так и судебными органами (п. 6 Обзора, доведенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98; постановления ФАС Уральского округа от 30.04.2014 N Ф09-1870/14, ФАС Поволжского округа от 14.09.2010 по делу N А55-32330/2009, ФАС Уральского округа от 17.11.2008 N Ф09-8369/08-С3, от 06.09.2007 N Ф09-7268/07-С3, ФАС Дальневосточного округа от 27.03.2008 N Ф03-А37/08-2/696).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения