• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет в организациях госсектора

Бухгалтерский учет в организациях госсектора

К основным нормативным правовым актам, регулирующим бухгалтерский учет в организациях государственного сектора, относятся:

Бюджетный кодекс РФ (в т.ч. ст. 264.1 "Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности");

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ);

федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций госсектора;

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета..., утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н (применяется всеми организациями государственного сектора, в том числе государственными (муниципальными) учреждениями всех типов).

Общие требования к ведению бухгалтерского учета в организациях государственного сектора приведены в главе 2 Закона N 402-ФЗ, в разделе II федерального стандарта "Концептуальные основы ..." (далее - Стандарт "Концептуальные основы"), п.п. 3, 13 Инструкции N 157н.

Примечание

Инструкция N 157н определяет порядок и правила отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском (бюджетном) учете, но не регламентирует порядок осуществления хозяйственных операций (письмо Минфина России от 08.07.2013 N 02-06-10/26266). Это в полной мере относится и к федеральным стандартам.

Бухгалтерский учет ведется в валюте РФ - в рублях (п. 34 Стандарта "Концептуальные основы"). Документирование операций, ведение учетных регистров осуществляется на русском языке, а первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык в соответствии с правилами, установленными в рамках формирования своей учетной политики (п. 31 Стандарта "Концептуальные основы").

Внимание

Данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы вне зависимости от их типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды деятельности (п. 19 Стандарта "Концептуальные основы", абзац 7 п. 3 Инструкции N 157н).

На основе Единого плана счетов и Инструкции N 157н субъектами учета (организациями государственного сектора) применяются соответствующие Планы счетов и Инструкции по их применению:

Субъект учета

Акт органа власти, которым утверждены План счетов и Инструкция по его применению

Казенные учреждения;

Органы государственной власти (местного самоуправления);

Бюджетные и автономные учреждения (в части операций, связанных с исполнением публичных обязательств, а также использованием средств бюджетных инвестиций);

Иные участники бюджетного процесса

приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Бюджетные учреждения

приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Автономные учреждения

приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н

 

Порядок ведения бухгалтерского учета в конкретной организации государственного сектора определяется с учетом:

1) особенностей ее правового положения, устанавливаемых, в частности, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";

2) положений закона (решения) о бюджете соответствующего публично-правового образования, а также правового акта, определяющего порядок реализации такого закона (решения) (см., например, Федеральный закон от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496);

3) положений правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется планирование финансового обеспечения деятельности (см. приказы Минфина России от 20.11.2007 N 112н, от 28.07.2010 N 81н);

4) порядка применения бюджетной классификации в целях бухгалтерского учета (см. приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н);

5) требований правовых актов, определяющих порядок обслуживания в органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов (см., в частности, приказы Минфина России от 30.12.2015 N 221н, Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н, от 19.07.2013 N 11н, от 08.12.2011 N 15н).

 

Единые требования к оформлению первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета установлены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. В качестве приложений к данному приказу утверждены перечни первичных документов и регистров бухгалтерского учета, обязательных к применению в любых организациях государственного сектора. Кроме того, в соответствующих приложениях к приказу приведены формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а также Методические указания по их применению (по тем первичным документам и учетным регистрам, которые применяются исключительно в организациях государственного сектора).

 

Бухгалтерская (бюджетная) отчетность формируется организациями госсектора с учетом следующих требований:

Субъект учета

Правовые акты, в соответствии с которыми составляется и представляется отчетность

Казенные учреждения;

Органы государственной власти (местного самоуправления);

Бюджетные и автономные учреждения (в части операций, связанных с исполнением публичных обязательств, а также использованием средств бюджетных инвестиций);

Иные участники бюджетного процесса

Раздел VIII.1 "Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности" БК РФ

 

Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н

Бюджетные учреждения

Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Автономные учреждения

Внимание

В марте 2012 года начато общественное обсуждение Федеральных стандартов учета и отчетности для государственного сектора (см. Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора, утвержденную приказом Минфина России от 28.02.2018 N 36н*(1), а также проекты федеральных стандартов и иные материалы по данной теме на официальном сайте Минфина России по ссылке www.minfin.ru в разделе "Стандарты финансовой отчетности для государственного сектора"). Федеральные стандарты разрабатываются с учетом положений Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС). Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора утверждены приказом Минфина России от 23.03.2015 N 45н.

Согласно вновь утвержденной программе 6 новых федеральных стандартов должны вступить в силу в 2019 году. В 2020 году планируется начало применения еще 10 федеральных стандартов. Завершить работу по внедрению федеральных стандартов Минфин планирует в 2021 году - в течение этого года вступят в силу еще 8 новых приказов. См. подробнее ...

С 1 января 2018 года применяются первые 5 федеральных стандартов:

Наименование стандарта

Вопросы, регулируемые стандартом

Планируемое начало применения приказа

Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора

Цели составления отчетности;

Объекты бухучета;

Методы оценки активов и обязательств;

Правила ведения бухучета;

Требования к инвентаризации;

Требования к информации в бухотчетности;

Определения и порядок признания в учете объектов учета;

Оценку (измерение) объектов учета;

Правила раскрытия информации в отчетности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 января 2018 года

Основные средства

Порядок отражения основных средства в учете и отчетности

Обесценение активов

Порядок расчета, признания и восстановления убытков от обесценения активов;

Требования к раскрытию информации по обесценению активов

Аренда

Стандарт надо применять тем организациям госсектора, которые:

1) передают в аренду или безвозмездное пользование имущество, закрепленное на праве оперативного управления или имущество казны;

2) получают на праве аренды или безвозмездного пользования имущество.

Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности

Основы формирования и порядок представления бухотчетности общего назначения;

Обязательные общие требования к минимальному составу и порядку раскрытия показателей бухотчетности, публикация которых является обязательной

Начиная с представления бухгалтерской (финансовой) отчетности 2018 года

Одновременно с внедрением новых федеральных стандартов вносятся изменения в положения действующих в настоящее время инструкций по учету, отчетности и оформлению документов: NN 157н, 162н, 174н, 183н, 191н, 33н и 52н.

------------------

*(1) Вступил в силу с 10 апреля 2018 года. До этой даты разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора осуществлялась в соответствии с приказами Минфина России от 31.10.2017 N 170н и от 10.04.2015 N 64н.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения