• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Налоги и взносы (для госсектора)

Налоги и взносы (для госсектора)

Действующая редакция Налогового кодекса РФ не содержит отдельных глав или статей, устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты налогов государственными и муниципальными учреждениями. Не существует и какого-либо специального порядка исчисления и уплаты страховых взносов организациями госсектора (см. главу 34 НК РФ, Федеральные законы от 24.07.2009 N 212-ФЗ*(1), от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Вместе с тем в ряде случаев положения налогового законодательства и законодательства об уплате страховых взносов могут применяться только с учетом особого правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Порядок исчисления и уплаты налогов и взносов в таких ситуациях может быть:

- прямо предусмотрен действующими нормативными правовыми актами;

- урегулирован положениями учетной политики учреждения для целей налогообложения.

Речь идет, прежде всего, о следующих обстоятельствах.

 

N п/п

Обстоятельства, определяющие особый порядок исчисления и уплаты налогов, взносов

Примеры

1.

Осуществление организациями госсектора различных видов деятельности

Государственные (муниципальные) учреждения осуществляют:

- основную деятельность (финансовое обеспечение такой деятельности может осуществляться в рамках бюджетной сметы, за счет субсидий или средств ОМС);

- приносящую доход деятельность.

Операции, осуществляемые в рамках указанных выше видов деятельности, неоднородны, в частности:

- как в рамках основной, так и в рамках приносящей доход деятельности могут осуществляться операции облагаемые и не облагаемые НДС;

- в рамках приносящей доход деятельности в учреждения могут поступать целевые средства (например, гранты), которые могут учитываться при налогообложении прибыли или же освобождаться от налогообложения.

 

Таким образом, качественная организация раздельного налогового учета - одна из первоочередных задач, стоящих перед бухгалтерией организации госсектора. Данные такого учета понадобятся, например, для:

- распределения "входного" НДС при приобретении имущества за счет разных источников и его использовании в основной и приносящей доход деятельности;

- начисления амортизации в налоговом учете;

- определения доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения

2.

Различные способы финансового обеспечения деятельности организаций госсектора

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при налогообложении прибыли:

- средства субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям;

- расходы, осуществляемые за счет средств таких субсидий

3.

Специальный порядок исчисления налогов при осуществлении отдельных операций может быть прямо предусмотрен для:

- государственных (муниципальных) учреждений различных типов;

органов государственной власти (местного самоуправления)

В соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение любых работ (оказание любых услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС.

 

При налогообложении прибыли не учитываются доходы в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ)

4.

Особый порядок исчисления налогов (взносов), может быть установлен для некоммерческих организаций, к которым относятся и организации госсектора

Согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от налогообложения НДС услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии

5.

Специальный порядок исчисления налогов при осуществлении отдельных операций может быть предусмотрен для организаций всех форм собственности. Однако, учитывая характер деятельности соответствующих государственных (муниципальных) учреждений, такие нормы на практике могут применяться преимущественно этими учреждениями

Не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами определенные государственные пособия (п. 1 ст. 217, пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ). Помимо государственных пособий, выплачиваемых организациями любых форм собственности, существует достаточно много пособий, выплачиваемых по решениям уполномоченных органов различных публично-правовых образований или ведомств исключительно организациями госсектора. Необходимость удержания НДФЛ (исчисления взносов) при выплате таких пособий нередко становится предметом споров между учреждениями и контролирующими органами.

 

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от налогообложения НДС медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями.

6.

Специальный порядок исчисления "имущественных" налогов может быть обусловлен:

- закреплением имущества за организациями госсектора только на праве оперативного управления;

- направлениями использования имущества, предусмотренными учредительными документами

Согласно применяемой в настоящее время методологии бюджетного учета государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления (имущество казны), не учитывается в составе основных средств, и, соответственно, его стоимость не учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество (ст.ст. 374, 375 НК РФ).

 

Транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам, где законодательно предусмотрена военная служба, не являются объектом обложения транспортным налогом (пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ)

7.

Формирование организациями госсектора регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам осуществляется с учетом специальных правил, обусловленных особенностями правового положения таких организаций

В составе Декларации по налогу на прибыль в налоговые органы предоставляется "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" (приказ ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@).

8.

Уплата налогов и страховых взносов осуществляется государственными (муниципальными) учреждениями с учетом существующих правил ведения лицевых счетов и применения бюджетной классификации

По общему правилу уплата НДС осуществляется бюджетными (автономными) учреждениями за счет кода КОСГУ 131 или 189, а казенные учреждения при уплате НДС применяют код КОСГУ 291

 

Как видим, при исчислении и уплате налогов (взносов) организации госсектора должны руководствоваться несложным правилом: любые положения налогового законодательства (законодательства об уплате страховых взносов) необходимо применять в тесной взаимосвязи с нормами, определяющими особенности правового положения государственных (муниципальных) учреждений, органов власти (местного самоуправления).

______________________________________

*(1) С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательные пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются главой 34 НК РФ "Страховые взносы". С этой даты Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратил силу.

Обзоры изменений законодательства

Формы документов

Калькуляторы

Конструктор правовых документов

 

Тема

Госсектор: учет, отчетность, финконтроль

См. также

НДС в организациях госсектора

Налог на прибыль в организациях госсектора

Налог на имущество (для госсектора)

Применение упрощенной системы налогообложения автономными учреждениями

Налоговый учет (для госсектора)

Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя (для госсектора)

Налогообложение при безвозмездном получении работ (услуг) (для госсектора)

Налогообложение при получении гранта в организациях госсектора

Налогообложение при передаче имущества в доверительное управление. Учет у органа власти (местного самоуправления) - учредителя управления

Налогообложение при возврате товаров ненадлежащего качества, принятых к учету (для госсектора)

Налогообложение при реализации имущества (для госсектора)

Особенности налогообложения бюджетных и автономных учреждений культуры и искусства

Представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы (для госсектора)

Взыскание налоговым органом недоимки, пеней и штрафов с организации, которой открыт лицевой счет

Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога в случае задержки финансирования из бюджета

Расчеты по платежам в бюджеты. Счет 303 00 (для госсектора)

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения