• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Счета организаций госсектора

Счета организаций госсектора

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

По общему правилу платежи бюджетных и автономных учреждений, операции по исполнению бюджетов бюджетной системы РФ (в т. ч. операции казенных учреждений) осуществляются через лицевые счета, открытые организациям госсектора в Федеральном казначействе, финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований (п.п. 4, 11 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ; п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ). Операции со средствами, поступающими во временное распоряжение, в т.ч. в целях обеспечения заявок или обеспечения исполнения контрактов, также должны учитываться на лицевых счетах, если иное не предусмотрено действующими нормативными актами (письма Минфина России от 26.09.2014 N 02-03-07/48208, от 19.12.2014 N 02-03-09/65905). Казенные учреждения не имеют право открывать банковские счета и для расчетов по госконтрактам, заключенным в рамках гособоронзаказа (письмо Минфина России от 16.06.2016 N 10-06-03/35299).

Счета бюджетов обслуживает Центральный банк Российской Федерации (п. 2 ст. 155 БК РФ).


В то же время ряд операций организации госсектора осуществляют через счета, открытые в кредитных организациях.

Так, случаи привлечения кредитных организаций к осуществлению отдельных операций со средствами бюджета перечислены в ст. 156 БК РФ.

Кроме того, организации госсектора могут открывать счета в кредитных организациях в соответствии с валютным законодательством, а также в случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами*(1).

И наконец, автономные учреждения наделены правом открывать в кредитных организациях счета в валюте Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Внимание

Если организация госсектора (казенное или бюджетное учреждение, финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования) открыла счет в кредитной организации для осуществления операций, которые согласно приведенным выше нормам подлежат осуществлению только через лицевые счета, то счет в кредитной организации подлежит закрытию в установленном порядке.

На основании информации, предоставляемой ежеквартально Центральным банком Российской Федерации, Федеральное казначейство в рамках своих бюджетных полномочий (ст. 166.1 БК РФ) направляет в организации госсектора Уведомления о необходимости закрытия счета, а в кредитные организации - Представления о приостановлении операций по счету (см. Порядок, утвержденный приказом Минфина России от 23.04.2009 N 36н, ч.ч. 3, 4 ст. 19 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов").

Казначейские органы могут открывать лицевые счета для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся организациями госсектора, но только в случаях, установленных законодательными и нормативными правовыми актами (см., например, п. 7 Порядка, утв. приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н). Сам по себе факт получения какой-либо организацией бюджетных средств (например, в соответствии со ст. 78 БК РФ) не означает, что этой организации должен быть открыт лицевой счет в казначейском органе (письмо Минфина России от 26.03.2014 N 02-03-07/13374).


Анализ норм действующего законодательства показывает, что у органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения (далее - учредитель), нет законодательно закрепленных полномочий по выбору организации, в которой автономное учреждение должно открывать счета (лицевые счета). Вместе с тем субсидии, предоставляемые автономным учреждениям в соответствии со ст. 78.1 БК РФ, являются бюджетными средствами. При их предоставлении на счета автономных учреждений, открытые в коммерческих банках, безусловно возникают определенные рыночные риски. Соответственно, учредитель может оценить эти риски и принять в рамках действующего законодательства меры, направленные на защиту интересов публично-правового образования.

Так, например, согласно ч. 3.1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ учредители автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (муниципальной собственности), вправе заключать соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства (в данном случае речь идет о создании условий для казначейского обслуживания определенных автономных учреждений).

Кроме того, предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета, рассматривает наблюдательный совет автономного учреждения, в состав которого входят и представители учредителя (ч. 1 ст. 10, п. 11 ч. 1, ч. 6 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).

______________________________

*(1) В исключительных случаях получатели бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством могут осуществлять операции с бюджетными средствами на счете, открытом в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации (см., в частности, ст. 38.2 БК РФ; п. 2.1 Порядка, утв. приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н; п.п. 2.5, 4.2 Порядка, утв. приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н). Учреждения, находящиеся за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования могут осуществлять операции со средствами на счетах, открытых им в учреждениях банков (см., в частности, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ; п. 3 Порядка, утв. приказом Минфина России от 22.12.2016 N 240н; п. 3.1 Указания Банка России от 24.12.2010 N 2547-У). Основанием для осуществления операций через банковские счета является нормативный правовой акт уполномоченного органа государственной власти (местного самоуправления) (см., например, постановление Правительства Архангельской области от 25.08.2009 N 61-пп).


Темы

Правовые и финансовые аспекты деятельности организаций госсектора

Счета юридических лиц


См. также

Лицевые счета участников бюджетного процесса

Лицевые счета бюджетных и автономных учреждений

Счета органов власти в кредитных организациях

Счета бюджетных и автономных учреждений в кредитных организациях

Валютные счета организаций госсектора

Сообщение об открытии счетов (для госсектора)

Взыскание налоговым органом недоимки, пеней и штрафов с организации, которой открыт лицевой счет

Порядок осуществления бюджетными (автономными) учреждениями операций с денежными средствами

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (бюджетная смета)

Денежные средства на счетах. Счет 201 01 (для госсектора)

Денежные средства в пути. Счет 201 03 (для госсектора)

Расчеты казенного учреждения по платежам из бюджета с финансовым органом. Счет 304 05

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Авторский коллектив:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России

В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, аудитор

А. Кузьмина, кандидат юридических наук

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности