• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Счета организаций госсектора

Лицевые счета участников бюджетного процесса

ГАРАНТ:

Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения

Казенные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления по общему правилу осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований (далее - лицевые счета) (п.п. 4, 11 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ).


Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджеты и кассовым выплатам из бюджетов) осуществляется Федеральным казначейством (ст. 6, часть четвертая ст. 215.1 БК РФ). Иными словами, "по умолчанию" лицевые счета участникам бюджетного процесса должны открываться именно в органах Федерального казначейства.

В то же время в соответствии с частью пятой ст. 215.1 БК РФ исполнительным органам государственной власти субъекта РФ могут передаваться полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения:

- бюджета субъекта РФ;

- бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ;

- бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ.

Полномочия передаются:

1) на основании соглашения с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

2) при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества.

Внимание

В некоторых случаях субъекты РФ не вправе отказываться от кассового обслуживания исполнения бюджетов через органы Федерального казначейства.

Так, в субъектах РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам РФ из Инвестиционного фонда РФ субсидий) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, организация исполнения бюджета субъекта РФ осуществляется с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта РФ и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ в органах Федерального казначейства (пп. 2 п. 4 ст. 130 БК РФ).

Порядок кассового обслуживания исполнения Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов утвержден приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.

Порядок открытия, ведения, переоформления и закрытия лицевых счетов участников бюджетного процесса, обслуживающихся в органах Федерального казначейства, утвержден приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н (далее - Порядок N 21н) *(1). Взимание платы за обслуживание этих лицевых счетов Порядком N 21н не предусмотрено.

Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном этим финансовым органом (часть четвертая ст. 220.1 БК РФ)*(2).

И наконец, Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н*(3). Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств и администраторов источников финансирования дефицита иных бюджетов определяется соответствующими финансовыми органами (ст.ст. 219, 219.2 БК РФ)*(4).


Территориальные органы Федерального казначейства открывают участникам бюджетного процесса в зависимости от их бюджетных полномочий следующие виды лицевых счетов (п.п. 4, 8.2 Порядка N 21н):

Вид лицевого счета

Код лицевого счета*(5)

Лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

01

Лицевой счет бюджета

02

Лицевой счет получателя бюджетных средств

03

Лицевой счет администратора доходов бюджета

04

Лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств

05

Лицевой счет главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора)

06

Лицевой счет главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора)

07

Лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета

08

Лицевой счет администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета

09

Лицевой счет иного получателя бюджетных средств

10

Лицевой счет территориального органа государственного внебюджетного фонда РФ

12

Лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств

14


______________________________

*(1) Письмом Федерального казначейства от 29.12.2016 N 07-04-05/05-1051 доведены Методические рекомендации по заполнению форм документов - приложений к Порядку открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденному приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н.

*(2) См., например:

Порядок, утв. приказом Департамента финансов г. Москвы от 21.01.2011 N 53;

Инструкцию, утв. приказом Министерства финансов Республики Татарстан от 07.09.2007 N 21-53-83.

*(3) До 4 февраля 2017 года в целях санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета применялся Порядок санкционирования оплаты денежных, утвержденный приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н.

*(4) См., например:

Порядок, утв. постановлением Правительства Москвы от 22.09.2009 N 1018-ПП;

Порядок, утв. приказом Министерства финансов Республики Татарстан от 29.12.2007 N 21-53-109.

*(5) Первый и второй разряды номера лицевого счета.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения