Энциклопедия решений. Порядок применения счетов 2 210 06 000, 7 210 06 000 в бюджетном и автономном учреждениях

Порядок применения счетов 2 210 06 000, 7 210 06 000 в бюджетном (автономном) учреждении

Принципиальная позиция специалистов финансового ведомства заключается в том, что движимое имущество, поступающее в бюджетные (автономные) учреждения в рамках любых видов деятельности, должно учитываться в составе особо ценного только на основе стоимостных и иных критериев отнесения к такому имуществу, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 и принятыми в развитие этого постановления правовыми актами.

Подобная правовая позиция прослеживается, в частности, в письмах Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026, от 17.01.2013 N 02-06-07/111.


Таким образом, не имеет значения для отнесения движимого имущества к особо ценному:

- вид деятельности, в рамках которого имущество поступило в учреждение (источник денежных средств, за счет которого произведена оплата);

- факт использования имущества в деятельности по выполнению госзадания (не принципиально, задействовано ли имущество в такой деятельности полностью, используется преимущественно в этой деятельности или вообще не используется в целях выполнения госзадания).


Факт отнесения движимого имущества, приобретенного в рамках вида деятельности "2", к особо ценному вовсе не означает, что в отношении такого имущества учреждение автоматически утрачивает право самостоятельного распоряжения и не отвечает им по своим обязательствам. Именно поэтому специалисты Федерального казначейства в п. 3.3 письма от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3 указывают, что показатель счета 0 210 06 000 не подлежит сверке с Перечнем особо ценного движимого имущества. Впрочем, существует способ, не нарушая "букву закона", отнести особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности, к имуществу, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно и не отвечает по своим обязательствам.

Пример

В рамках вида деятельности "2" особо ценное движимое имущество изначально поступает в самостоятельное распоряжение учреждения. Однако учредителем на основании запроса учреждения может быть проведена некая процедура "закрепления" такого имущества, если оно используется преимущественно в деятельности по выполнению госзадания (письмо Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026). А раз имущество формально закреплено за учреждением, то его содержание можно осуществлять за счет субсидии на выполнение госзадания, а балансовую стоимость - учесть при формировании показателя счета 0 210 06 000.

Попытка дать такой схеме правовую оценку - дело неблагодарное. Что же касается порядка отражения подобного факта хозяйственной жизни в учете, то его желательно отражать одновременно с переводом объекта на учет по виду деятельности "4":


Содержание операции

Дебет

Кредит

Учредителем принято решение о закреплении за учреждением основного средства - движимого имущества, приобретенного по виду деятельности "2". Имущество учтено в составе особо ценного с одновременным переводом на учет по виду деятельности "4"

2 304 06 830

2 101 30 410

2 104 30 410

2 304 06 730

4 101 20 310

4 304 06 730

4 304 06 830

4 104 20 410

В установленный срок проведена корректировка показателя счета 4 210 06 000 (в том числе с учетом имущества, переведенного с кода "2" на код "4")

4 401 10 172

4 210 06 660

Согласно п. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, поступающим на баланс в рамках приносящей доход деятельности и, соответственно, отвечает этим имуществом по своим обязательствам. В отношении такого имущества может быть осуществлена процедура "закрепления", описанная выше.

Более того, в действующем законодательстве не содержится запрета на проведение подобного "закрепления" имущества, первоначально принятого к учету по виду деятельности "7". Главное, чтобы решение о "закреплении" не противоречило условиям предоставления средств ОМС, за счет которых приобреталось имущество.


В учете бюджетных (автономных) учреждений может числиться остаток по счетам 2 210 06 000 и 7 210 06 000. Показатели данных счетов формируются исходя из балансовой стоимости имущества, которое одновременно отвечает следующим критериям:

- имущество принято к учету до изменения типа учреждения и перехода "на субсидию";

- объекты закреплены за учреждениями в установленном порядке;

- имущество поступило в рамках видов деятельности "2", "7".

Таким образом, по общему правилу в настоящее время по счетам 2 210 06 000 и 7 210 06 000 отражается только уменьшение стоимости указанного выше имущества (п. 116 Инструкции N 174н, п. 119 Инструкции N 183н).

Пример

С 1 января 2012 года бюджетное (автономное) учреждение перешло "на субсидию". В 2009 году в рамках приносящей доход деятельности было приобретено и закреплено за учреждением оборудование, которое после изменения типа в установленном порядке учитывается на счете 2 101 24 000 (балансовая стоимость оборудования 600 000 руб.). В 2012 году данное оборудование списывается с учета как пришедшее в негодность (на дату списания начислена амортизация в сумме 500 000 руб).

Кроме того, в 2012 году за счет средств от приносящей доход деятельности приобретен автомобиль, первоначальная стоимость которого составляет 700 000 руб. С учетом его стоимости он учтен в составе особо ценного движимого имущества и включен в соответствующий Перечень. Вместе с тем учреждение не утратило право на самостоятельное распоряжение автомобилем.

Согласно учетной политике, согласованной с учредителем, корректировка показателя счета 0 210 06 000 осуществляется учреждением один раз в год - перед составлением годовой отчетности.


В данном случае в бухгалтерском учете могут быть сделаны, в частности, следующие записи:


В бюджетном учреждении

В автономном учреждении

Сумма,
руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Остатки по счетам

2 101 24 310


2 101 24 000


600 000, 00

"Входящие" остатки по счетам на 1 января 2012 года


2 210 06 660


2 210 06 000

600 000, 00

2012 год

2 104 24 410

2 101 24 410

2 104 24 000

2 101 24 000

500 000, 00

Списана сумма начисленной амортизации по пришедшему в негодность оборудованию

2 401 10 172

2 101 24 410

2 401 10 172

2 101 24 000

100 000, 00

Списана остаточная стоимость пришедшего в негодность основного средства

2 101 25 310

2 106 21 310

2 101 25 000

2 106 21 000

700 000, 00

Автомобиль принят к учету в составе основных средств

Перед составлением годовой отчетности

2 401 10 172

2 210 06 660

2 401 10 172

2 210 06 000

- 600 000, 00

Методом "Красное сторно" на величину балансовой стоимости выбывшего оборудования уменьшен показатель счета 2 210 06 000.

Балансовая стоимость автомобиля, учтенного в составе особо ценного движимого имущества, показатель счета 2 210 06 000 не увеличивает, так как в отношении этого имущества учреждение не утратило права самостоятельного распоряжения. Соответствующие пояснения приводятся в Пояснительной записке к Балансу учреждения (ф. 0503760)


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на декабрь 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Авторский коллектив:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России

В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, аудитор

А. Кузьмина, кандидат юридических наук

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности