Энциклопедия решений. Балансовая стоимость активов бюджетного и автономного учреждениий в целях определения размера крупной сделки

Балансовая стоимость активов бюджетного (автономного) учреждения в целях определения размера крупной сделки

В целях признания сделки крупной должностные лица должны сравнивать цену сделки или стоимость отчуждаемого (передаваемого) имущества с определенной долей балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; далее - Закон N 7-ФЗ; ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ).

Из содержания письма Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679 следует, что балансовая стоимость активов должна определяться исходя из показателей строки 410 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), то есть исходя из итоговой строки Актива Баланса (ф. 0503730).

На первый взгляд, предлагаемый специалистами финансового ведомства порядок расчета, вполне логичен, а его применение не влечет каких-либо негативных последствий для бюджетных и автономных учреждений.

Однако практика показывает, что подобные правила существенно затрудняют работу многих учреждений, особенно муниципальных. Дело в том, что итоговый показатель Актива Баланса (строка 410) уменьшается на чистую (остаточную) стоимость имущества, которым бюджетное (автономное) учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно и не отвечает по своим обязательствам (показатель счета 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем"). К такому имуществу относится:

- соответствующее недвижимое имущество;

- особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждениями учредителем или приобретенное ими за счет средств, выделенных учредителем.

В ряде публично-правовых образований практически все нефинансовые активы "выведены" из самостоятельного распоряжения бюджетных, автономных учреждений, а величина финансовых активов (денежных средств, дебиторской задолженности по доходам и расходам) на конец года крайне незначительна. В результате в отдельных учреждениях нижняя граница крупной сделки стремится к нулю и, следовательно, такие учреждения вынуждены согласовывать практически каждую, пусть даже и самую незначительную сделку.

В результате многие специалисты задаются вопросами:

1) Насколько обоснованно мнение, согласно которому "балансовую стоимость активов" следует определять исходя из значения итоговой строки Актива Баланса?

2) Может ли учредитель установить порядок расчета стоимости активов при определении величины крупной сделки, отличающийся от порядка, описанного в письме Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679?

3) Насколько согласование всех (почти всех) сделок учреждения в качестве крупных соответствует смыслу положений п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ и ст. ст. 14, 15 Закона N 174-ФЗ?


Дать однозначные ответы на перечисленные выше вопросы достаточно сложно - нормативные правовые акты, которые позволили бы решить проблему, в настоящее время отсутствуют, а судебная практика еще не сложилась.

В то же время уже сейчас мы можем указать на некоторые "опорные точки", которые помогут должностным лицам бюджетных и автономных учреждений сформулировать свою позицию и отстаивать ее в ходе контрольных мероприятий.


Во-первых, нормы п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ и ст. 14 Закона N 174-ФЗ прямо указывают на то, что в расчет должны приниматься данные о балансовой стоимости активов учреждения, определяемые на основании показателей бухгалтерской отчетности. Применяемые в настоящее время стандарты формирования бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений приведены в Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н. При этом иных показателей бухгалтерской отчетности, кроме строки 410 Баланса (ф. 0503730), отражающих общую стоимость активов учреждения, данной Инструкцией не предусмотрено.

Таким образом, в расчет необходимо принимать или итоговую строку Актива Баланса, или определять балансовую стоимость активов по какой-либо специальной методике. При этом соответствующей методики, утвержденной каким-либо нормативным правовым актом, в настоящее время попросту не существует.


Во-вторых, действующее в настоящее время законодательство не позволяет однозначно отнести вопрос утверждения порядка (методики) определения величины крупной сделки к компетенции органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, или бюджетного (автономного) учреждения. И напротив, учитывая положения ст. 165 БК РФ, данный вопрос находится в компетенции Минфина России, который подтверждает необходимость применения положений письма Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679 (смотрите письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/296).


В-третьих, понятие "крупная сделка" новое только для государственного сектора - в негосударственном секторе экономики уже сформировалась практика применения аналогичных норм. Так, например, согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" величина крупной сделки определяется исходя из балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату. При этом уполномоченные органы указывают на то, что под балансовой стоимостью активов общества в целях признания сделки в качестве крупной следует понимать валюту баланса общества (смотрите, например, Информационное письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.10.2001 N ИК-07/7003). А Президиум ВАС РФ в п. 3 Информационного письма от 13.03.2001 N 62 поясняет, что в ст. 78 Закона об акционерных обществах устанавливаются критерии определения крупных сделок исходя из соотношения суммы сделки и балансовой стоимости активов общества в целом, а не стоимости чистых активов общества.


В-четвертых, согласование всех (почти всех) сделок учреждения в качестве крупных, конечно же, не в полной мере соответствует смыслу положений п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ и ст. ст. 14, 15 Закона N 174-ФЗ - в подобных ситуациях у уполномоченных органов отсутствует возможность сосредоточить внимание на ключевых направлениях деятельности учреждения (в данном случае - на сделках, которые могут оказать существенное влияние на всю дальнейшую деятельность учреждения). Однако, как следует из приведенной выше информации, исчисление размера крупной сделки не на основании балансовой стоимости активов согласно итоговой строке Актива Баланса, а с учетом какого-либо иного показателя - верный повод для претензий со стороны контролирующих органов.

Впрочем, в распоряжении учреждения остается достаточно инструментов, с помощью которых можно существенно повлиять на нижнюю границу крупной сделки. Так, для увеличения этого показателя достаточно, чтобы по состоянию на 1 января текущего года в Балансе (ф. 0503730) числился значительный остаток любых активов, в том числе и финансовых, а к финансовым активам относятся и денежные средства, и дебиторская задолженность подотчетных лиц.


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Авторы:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России

В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, аудитор

А. Кузьмина, кандидат юридических наук

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности