• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Налог на прибыль в организациях госсектора

Налог на прибыль в организациях госсектора

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Плательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе, и российские организации (п. 1 ст. 246 НК РФ), то есть юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ).

С учетом положений п. 1 ст. 48, ст. 123.21 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственные и муниципальные учреждения (казенные, бюджетные и автономные) признаются плательщиками налога на прибыль.

Кроме того, к числу плательщиков налога на прибыль организаций относятся органы государственной власти (местного самоуправления), включенные в Единый государственный реестр юридических лиц (см. письмо Минфина России от 14.09.2011 N 03-03-05/91).


Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая в общем случае представляет собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).


Налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 20%, если иное не предусмотрено положениями НК РФ (п. 2 ст. 284 НК РФ).

При выполнении ряда условий, установленных ст. 284.1 и ст. 284.5 НК РФ, образовательные и медицинские госучреждения, а также организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять налоговую ставку 0 процентов (п.п. 1.1, 1.9 ст. 284 НК РФ). Изменение типа государственного (муниципального) учреждения, не приводящее к образованию нового юридического лица, не влияет на право применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций (письмо Минфина России от 18.05.2015 N 03-03-06/4/28455).


Организации госсектора, получившие средства целевого финансирования или целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных, понесенных) в рамках:

- целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

- целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Примечание

Отдельно налоговая база определяется также по объектам обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ, письмо Минфина России от 28.03.2016 N 03-03-06/3/17252).

При отсутствии раздельного учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). По смыслу положений п. 2 ст. 251 НК РФ в отношении целевых поступлений обязательным является требование об их целевом расходовании - при неисполнении данного требования эти поступления не могут рассматриваться в качестве целевых и подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.


НК РФ не установлена методика ведения раздельного учета доходов (расходов). Поэтому организации госсектора могут вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить доходы (расходы), полученные (понесенные) в рамках целевого финансирования (целевых поступлений), и доходы (расходы), полученные (понесенные) при осуществлении приносящей доход деятельности (косвенно этот вывод подтверждается письмом Минфина России от 09.2016 N 03-03-06/1/6641).

Раздельный учет доходов и расходов может быть организован с использованием:

- инструментария, предусмотренного п. 21 Инструкции N 157н - кодов видов деятельности (финансового обеспечения), которые используются при формировании номеров счетов бухгалтерского учета;

- дополнительных аналитических кодов (счетов)*(1).

Данные раздельного учета могут понадобиться, в частности, в целях:

- обоснования признания тех или иных расходов;

- признания расходов в виде сумм начисленной амортизации;

- определения доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения.


Налоговую декларацию согласно положениям ст. 289 НК РФ организации госсектора должны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, либо ответственного подразделения, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога по истечении каждого отчетного и налогового периода. При этом п. 2 указанной статьи предусмотрено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций по упрощенной форме по истечении налогового периода (см. дополнительно письма Минфина России от 19.08.2015 N 03-03-06/4/47832, ФНС России от 15.09.2015 N ГД-4-3/16258@). Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По общему правилу о получении и расходовании средств целевого финансирования и целевых поступлений организации госсектора отчитываются перед налоговыми органами путем предоставления в составе Декларации по налогу на прибыль Листа 07 (приказ ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@; см. также письмо Минфина России от 11.10.2016 N 03-03-06/3/59294). При этом на основании п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, в Отчет не включаются средства в виде:

- лимитов бюджетных обязательств, доведенных до казенных учреждений;

- субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям.

______________________________

*(1) В рамках одного вида деятельности (финансового обеспечения) в бухгалтерском учете могут отражаться учитываемые и не учитываемые при налогообложении прибыли доходы. Например, в бухгалтерском учете с кодом вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность" отражаются некоторые виды средств целевого финансирования, в том числе гранты.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на июнь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, главный редактор объединенной редакции "Бюджетная сфера", руководитель Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Ю. Волгина, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Пожидаева, эксперт

И. Салтыкова, эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения