Энциклопедия решений. Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя (для бюджетной сферы)

Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

НДС

В общем виде порядок уплаты НДС организациями госсектора при сдаче имущества в аренду выглядит следующим образом.


Организация государственного сектора - сторона договора аренды

Порядок налогообложения

Основания

Бюджетное учреждение

Арендодатель - учреждение исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке

глава 21 НК РФ


письма Минфина России от 07.07.2016 N 03-07-14/39827, от 23.07.2012 N 03-07-15/87,

от 30.05.2012 N 03-07-11/158,

от 10.05.2012 N 03-07-11/140,

от 11.03.2012 N 03-07-11/66

Автономное учреждение

Казенное учреждение

Операции по передаче казенными учреждениями имущества в аренду не признаются объектом обложения НДС*(2)


пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ


письма Минфина России от 02.10.2015 N 03-07-11/56570, от 29.12.2014 N 03-07-11/68338,

от 17.12.2014 N 03-07-14/65191,

от 19.09.2014 N 03-07-14/46917,

от 22.04.2013 N 03-04-06/13731,

от 24.03.2013 N 03-07-15/12713,

от 03.09.2012 N 03-07-11/344;

п. 2 письма Минфина РФ от 02.08.2012 N 02-03-09/3040.


В письме ФНС России от 16.02.2015 N ГД-4-3/2256@ указано, что положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ применяются казенными учреждениями, не являющимися органами местного самоуправления. Однако эта позиция налоговой службы не согласована Минфином России (см. письмо Минфина России от 10.04.2015 N 03-07-15/20611).


Орган власти, местного самоуправления

Арендатор исчисляет, удерживает из доходов, уплачиваемых учреждению, и перечисляет в бюджет НДС*(1)

абзац первый п. 3 ст. 161 НК РФ


письмо Федерального казначейства от 28.12.2012 N 42-7.4-05/8.0-748;

письмо ФНС России от 16.02.2015 N ГД-4-3/2256@; письмо Минфина России от 04.04.2016 N 03-07-14/18864.


Согласно позиции Минфина России при предоставлении в аренду муниципального имущества органами местного самоуправления, являющимися казенными учреждениями, арендаторы указанного имущества уплачивать НДС в бюджет не должны на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ (письма Минфина России от 26.01.2016 N 03-07-11/2939, от 10.04.2015 N 03-07-15/20611, от 29.12.2014 N 03-07-11/68338).


Налог на прибыль

Предоставление имущества в аренду, как правило, не является основной деятельностью учреждения, учитывая их правовой статус.

Если сдача в аренду имущества и не является основным видом деятельности, но осуществляется на систематической основе, то есть носит регулярный характер, то доходы по договору аренды будут являться доходами от реализации (ст. 249 НК РФ).

Если же операции по передаче имущества в аренду не осуществляются на постоянной основе, то они могут быть отнесены к внереализационным доходам (ст. 250 НК РФ).

Согласно пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения дохода в соответствии с положениям учетной политики для целей налогообложения признается:

- дата осуществления расчетов в соответствии с условиями договора аренды (графиком арендных платежей);

- последний день отчетного (налогового) периода.

Такой порядок признания доходов в виде арендных платежей в налоговом учете применяется независимо от того, учитываются ли доходы от предоставления имущества в аренду в составе доходов от реализации или же относятся к внереализационным доходам (п. 3, пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ).


В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на содержание переданного по договору аренды имущества (включая амортизацию по этому имуществу) относятся к внереализационным расходам, если сдача имущества в аренду имеет эпизодический (разовый) характер.

Если же организация предоставляет имущество в аренду на систематической основе, такие затраты включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 1 ст. 260 НК РФ, пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ, абзац 2 пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Расходы при методе начисления признаются в порядке, установленном ст. 272 НК РФ.


Бюджетные и автономные учреждения признают доход от сдачи имущества в аренду в общеустановленном порядке.

При этом они вправе признать обоснованные и документально подтвержденные расходы, напрямую связанные с содержанием передаваемого имущества (п. 1 ст. 252 НК РФ, письмо Минфина России от 27.08.2012 N 03-03-06/4/88). При аренде право собственности на объект не переходит к арендатору, поэтому для целей исчисления налога на прибыль имущество, переданное в аренду, не исключается из состава амортизируемого (п. 1, п. 3 ст. 256 НК РФ). Следовательно, если в аренду передается амортизируемое для целей исчисления налога на прибыль имущество, то в период нахождения объекта у арендатора учреждение продолжает начислять по нему амортизацию в общем порядке (п. 2 ст. 259 НК РФ).


Казенные учреждения в соответствии с пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, действующей с 1 января 2015 года) не учитывают доходы в виде средств, полученных от оказания услуг (выполнения работ). Учитывая, что сдача имущества в аренду для целей налогообложения является услугой (см. п. 5 ст. 38 НК РФ, письма Минфина России от 03.08.2009 N 03-11-11/154, от 04.04.2007 N 03-07-15/47, письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061162), можно сделать вывод, что средства, полученные казенными учреждениями от сдачи имущества в аренду, не учитываются в составе доходов (письмо Минфина России от 28.04.2015 N 03-03-05/24417).

До 1 января 2015 года согласно разъяснениям уполномоченных органов казенные учреждения должны были учитывать доходы от сдачи имущества в аренду в общеустановленном порядке (см., например, письма Минфина России от 27.03.2015 N 03-03-05/16992, ФНС России от 21.09.2011 N ЕД-4-3/15432@, Федерального казначейства от 21.06.2012 N 42-2.2-04/32)*(3).

А вот расходы казенных учреждений, фактически осуществленные в связи со сдачей в аренду имущества, не могут учитываться в целях налогообложения прибыли (абзацы первый и третий пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ)*(4).

______________________________

*(1) Арендатором государственного (муниципального) имущества может быть государственное (муниципальное) учреждение (казенное, бюджетное, автономное) или орган власти (местного самоуправления). Кроме того, арендатор может быть освобожден от обязанности по уплате НДС в соответствии с положениями налогового законодательства (например, в связи с применением УСН или в порядке, предусмотренном ст. 145 НК РФ). Все приведенные выше обстоятельства не освобождают арендатора от обязанности по исчислению, удержанию и перечислению суммы НДС.

*(2) Положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

*(3) В п. 2 письма Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040 сформулирована совсем иная правовая позиция по вопросу признания доходов от оказания услуг (выполнения работ) казенными учреждениями до 1 января 2015 года. Так, специалисты финансового ведомства указывают на то, что любые доходы казенного учреждения от осуществления деятельности по оказанию услуг (выполнению работ), в т.ч. от деятельности по сдаче имущества в аренду, не учитываются при налогообложении прибыли, если эта деятельность предусмотрена Уставом (подробнее см. материал "Реализация в казенных учреждениях положений пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ до 1 января 2015 года").

*(4) Некоторые специалисты уполномоченных органов указывают на то, что казенные учреждения имеют право признать расходы, фактически осуществленные в связи со сдачей имущества в аренду (см. письмо УФНС России по г. Москве от 13.08.2012 N 16-15/073584@). Однако применение подобной правовой позиции на практике может привести к спору с налоговыми органами.


Темы

Налоги и взносы в организациях госсектора

Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя


См. также

Учет расчетов при предоставлении казенным учреждением нежилого помещения в аренду или безвозмездное пользование

Учет расчетов при предоставлении бюджетным (автономным) учреждением нежилого помещения в аренду

Вычеты НДС налоговыми агентами - арендаторами (покупателями) госимущества

Пример. Учет расчетов по НДС при выполнении обязанностей налогового агента в случае, если сумма исчисленного налоговым агентом НДС не подлежит налоговому вычету (для госсектора)

Уплата налогов в отношении имущества, переданного в безвозмездное пользование или аренду (для госсектора)

Передача в аренду имущества автономным учреждением

Передача в аренду имущества бюджетным учреждением

Передача в аренду имущества казенным учреждением

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

И. Русецкий, эксперт

А. Фомин, эксперт

Д. Букина, эксперт