Энциклопедия решений. Восстановление вычетов по НДС в бюджетных и автономных учреждениях

Восстановление вычетов по НДС (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Помимо обязанности ведения раздельного учета при осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций в деятельности организации госсектора может возникнуть ситуация, когда ранее правомерно принятый к вычету НДС необходимо восстановить (п. 3 ст. 170 НК РФ, абзац четвертый п. 6 ст. 171, п.п. 3, 6 ст. 171.1 НК РФ).

Обязанность по восстановлению НДС, ранее правомерно принятого к вычету, появляется в случаях дальнейшего использования приобретенных товаров (работ, услуг), в т.ч. нефинансовых активов, в следующих операциях (п. 2 ст. 170 НК РФ):

не облагаемых НДС (освобожденных от НДС) на основании ст. 149 НК РФ;

не признаваемых объектом налогообложения НДС на основании п. 2 ст. 146 НК РФ;

- осуществляемых не на территории РФ в соответствии со ст. ст. 147 и ст. 148 НК РФ.


Обязанность по восстановлению налоговых вычетов в бюджетных и автономных учреждениях напрямую не связана с "переводом" активов с кода 2 "Приносящая доход деятельность" на код вида финансового обеспечения 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания".

Пример

Учреждением принято решение, что основное средство, приобретенное в рамках приносящей доход деятельности, будет использоваться не только в этой деятельности, но и в "бюджетной". Восстанавливать НДС в данном случае не нужно, так как в нормах ст. 170 НК РФ этих требований нет. При этом не имеет значения, по какому коду вида деятельности учитывается этот объект.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.

Внимание

С 1 января 2015 года суммы НДС, принятые к вычету в отношении приобретенных или построенных основных средств - объектов недвижимости, восстанавливаются по правилам ст. 171.1 НК РФ.

При восстановлении НДС в порядке, установленном п. 3 ст. 170 НК РФ, в Книге продаж регистрируются счета-фактуры, на основании которых суммы налога ранее были приняты к вычету, с указанием суммы налога, подлежащей восстановлению (п. 14 Правил ведения Книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Внимание

В соответствии с п. 8 ст. 145 НК РФ суммы "входного" НДС, принятые к вычету до использования права на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые в связи с применением этого права не были использованы для облагаемых НДС операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению путем уменьшения суммы налоговых вычетов в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация госсектора начинает использовать право на освобождение со второго или с третьего месяца квартала, восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого используется право на освобождение.

Инструкциями по применению Планов счетов не предусмотрены бухгалтерские записи для отражения в учете операций по восстановлению сумм НДС, принятых ранее к вычету в установленном порядке. Следовательно, порядок отражения в бухгалтерском учете подобных операций необходимо определить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Так, например, восстановление НДС может отражаться по дебету счета 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" и кредиту счета 0 303 04 000 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

Пример

В феврале текущего года бюджетное (автономное) учреждение передает учредителю (органу власти) основное средство. Ранее основное средство было приобретено учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности и использовалось в приносящей доход деятельности для осуществления операций, облагаемых НДС. Первоначальная стоимость актива (без учета НДС) составляла 60 000 рублей, сумма правомерно принятого к вычету НДС - 10 800 рублей, остаточная стоимость основного средства равна 42 000 рублей.


Операция по безвозмездной передаче основного средства органу государственной власти не признается объектом налогообложения НДС (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, согласно пп. 4 п. 2 и пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ необходимо восстановить сумму НДС, ранее правомерно принятую к вычету.

1. Определяем отношение остаточной стоимости основного средства к первоначальной

42 000 / 60 000 = 0,7

2. Исчисляем восстанавливаемую сумму НДС

10 800 х 0,7 = 7 560 рублей.

3. Учитываем в налоговом учете сумму восстановленного НДС (7 560 рублей) в составе прочих расходов.

4. На сумму восстановленного НДС делаем запись в Книге продаж (регистрируем счет-фактуру, на основании которого налог ранее был принят к вычету).

5. Отражаем операции, связанные с восстановлением НДС в бухгалтерском учете:


В бюджетном учреждении

В автономном учреждении

Сумма,
руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Февраль

2 210 12 560

2 303 04 730

2 210 12 000

2 303 04 000

7 560, 00

Отражено восстановление НДС

2 401 10 130

2 210 12 660

2 401 10 130

2 210 12 000

7 560, 00

На сумму восстановленного НДС уменьшены доходы от оказания платных услуг

Апрель

2 303 04 830

2 201 11 610

2 303 04 000

2 201 11 000

7 560, 00

Сумма восстановленного НДС перечислена в бюджет с лицевого счета на основании Декларации по НДС за 1 квартал


Уменьшение

17

(130 КОСГУ)


Уменьшение

17

(130 КОСГУ)


6. Указываем сумму принятого к вычету "входного" НДС, которая подлежит восстановлению, в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@. С этой целью заполняем строку 080 Раздела 3 Декларации.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на май 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Е. Шубенкина, эксперт

Ю. Еременко, эксперт