Энциклопедия решений. Регистры налогового учета в организациях бюджетной сферы

Регистры налогового учета в организациях госсектора

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Все без исключения формы налоговой отчетности формируются на основании данных налогового учета. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам также заполняются исходя из учетных данных.

В целях подтверждения данных налогового учета (учета операций по начислению и уплате страховых взносов) организация госсектора должна в полном объеме использовать возможности систематизации данных в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета - в эти регистры могут включаться дополнительные реквизиты (строки) (см. Методические рекомендации - Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н; п. 19 Инструкции N 157н).

В случае, если использование регистров бухгалтерского (бюджетного) учета в целях организации налогового учета (в том числе по страховым взносам) невозможно или нецелесообразно, учреждение самостоятельно разрабатывает формы регистров, которые будут использоваться исключительно в целях систематизации данных налогового учета (учета по страховым взносам).


Уполномоченные органы могут рекомендовать налогоплательщикам (налоговым агентам, плательщикам страховых взносов) использовать в целях ведения налогового учета (учета по страховым взносам) ту или иную форму (см., например, письма Минфина России от 21.01.2010 N 03-04-08/4-6, от 20.07.2010 N 03-04-06/6-155, письмо ПФР и ФСС РФ от 09.12.2014 NN АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380).

Однако окончательное решение остается за налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) - формы регистров налогового учета (учета по страховым взносам) утверждаются учреждением самостоятельно при разработке локального стандарта учета (учетной политики для целей налогообложения).

Внимание

Регистры налогового учета (учета по страховым взносам) формируются в целях:

- обоснования законности определения суммы налогов (взносов), подлежащей уплате в бюджет или возврату из бюджета;

- оптимизации трудозатрат сотрудников бухгалтерской службы по формированию налоговой отчетности, расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Соответственно, включение в регистр тех или иных реквизитов должно быть обусловлено необходимостью систематизации (накопления) данных, необходимых для заполнения определенной строки (графы) налогового отчета (расчета по страховым взносам).

Далее подробнее остановимся на вопросах применения учетных регистров в целях организации налогового учета по некоторым налогам.


Налог на прибыль

Одной из главных составляющих налогового учета в целях исчисления налога на прибыль являются налоговые регистры.

Налоговые и иные органы не вправе определять обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ).


Данные налогового учета должны отражать:

Данные налогового учета подтверждаются содержанием:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов (если они создаются);

5) сумму задолженности по налогу

1) первичных учетных документов, включая Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) ;

2) аналитических регистров налогового учета;

3) расчетов налоговой базы


Регистры налогового учета являются связующим элементом между первичными документами и расчетом налога на прибыль. Они предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах и представляют собой специально разработанные таблицы, справки бухгалтера, иные документы, группирующие информацию об объектах налогообложения (ст. 314 НК РФ).


Налоговым законодательством не предусмотрены какие-либо конкретные формы регистров налогового учета. В ст. 313 НК РФ перечислены только обязательные реквизиты, которые они должны содержать:

- наименование;

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.


При разработке аналитических регистров налогового учета учреждение может воспользоваться рекомендациями по их составлению "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", изданными еще в 2001 г. Многие из них, конечно, уже устарели, но за основу для формирования своей системы налогового учета их взять можно. К тому же у учреждения регистров налогового учета будет не так много.

Перечень и тип налоговых регистров определяются в первую очередь тем, какую информацию бухгалтер собирается в них фиксировать - всю, имеющую отношение к налоговому учету, или только ту, которая касается различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Аналитические налоговые регистры могут формироваться по операциям, для которых установлен специфический порядок налогообложения (к таким операциям относится, например, распределение расходов между необлагаемой и облагаемой приносящей доход деятельностью). При этом информация об операциях, в отношении которых налоговая специфика отсутствует, может быть взята из данных бухгалтерского учета.

Внимание

В отличие от регистров бухгалтерского учета налоговые формы предназначены для систематизации данных без распределения (отражения) по счетам учета. Однако чтобы упростить сверку доходов (расходов) с данными бухгалтерского учета, в регистрах можно предусмотреть указание на соответствующие счета (коды) бухгалтерского учета доходов (расходов).

Итак, конкретные формы регистров налогового учета и порядок их применения учреждению необходимо разработать самостоятельно. При выборе (разработке) форм регистров, которые будут использоваться в целях подтверждения данных налогового учета, желательно действовать следующим образом.


Шаг N 1

Определяем, какая информация необходима для подтверждения обоснованности определения налоговой базы и (или) формирования определенного показателя налоговой отчетности.

Пример

При налогообложении прибыли организации в составе расходов могут учитываться суммы амортизации, начисленные различными методами по амортизируемому имуществу. Данные суммы подлежат отражению по строкам 131 - 134 Приложения N 2 к Листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@.

Шаг N 2

Отвечаем на вопрос: Достаточно ли для решения соответствующей задачи информации, содержащейся в применяемых регистрах бухгалтерского учета?

Положительный ответ на вопрос означает, что определенный регистр бухгалтерского учета одновременно является и регистром налогового учета.


Шаг N 3

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для расчета налоговой базы, необходимо определить, целесообразно ли включать в эти регистры дополнительные реквизиты для решения задач налогового учета.

Дополняя соответствующими реквизитами регистры бухгалтерского учета, учреждение формирует регистры налогового учета.


Шаг N 4

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации, но дополнять их какими-либо реквизитами нецелесообразно, следует разработать самостоятельные регистры налогового учета.

Пример

Не все амортизационные отчисления, учтенные в бухгалтерском учете по коду вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность", признаются в налоговом учете.

Так, например, для целей исчисления налога на прибыль не начисляется амортизация по имуществу, полученному в качестве целевых поступлений или приобретенному за счет средств целевых поступлений, например в виде пожертвований или грантов (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Кроме того, первоначальная стоимость амортизируемого имущества в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться, так как при расчете налога на прибыль учреждение вправе применить так называемую "амортизационную премию" (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Учитывая приведенные выше обстоятельства, в бюджетном (автономном) учреждении принято решение о ежемесячном формировании отдельного регистра налогового учета в целях обобщения и систематизации данных по начислению амортизации, учитываемой в расходах. Согласно учетной политике для целей налогового учета в учреждении применяется регистр налогового учета по следующей форме:


Регистр-расчет амортизации за месяц 20__ г.


N
п/п

Наименование объекта

Амортизационная группа, шифр

Первоначальная (восстановительная) стоимость

Сумма накопленной амортизации

Срок полезного использования

Амортизация за месяц








НДФЛ

В соответствии со ст. 230 НК РФ организации госсектора обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Форму такого документа учреждение также разрабатывает самостоятельно, но в этом налоговом регистре обязательно должна содержаться следующая информация:

- сведения, по которым можно будет идентифицировать человека (фамилия, имя, отчество, ИНН и т.д.);

вид выплаченных доходов и вид предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с утвержденными кодами (приказ ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@);

- суммы доходов;

- дата выплаты дохода;

- статус налогоплательщика (резидент или нерезидент);

- даты удержания и перечисления налога в бюджет;

- реквизиты платежного документа, по которому налог был уплачен.


НДС

Глава 21 НК РФ не содержит упоминания о налоговых регистрах, однако положения этой главы содержат требования о ведении раздельного учета при осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). В качестве налоговых регистров по НДС могут быть использованы счета-фактуры, книги покупок и продаж, а также специальные расчеты и аналитические ведомости.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт