Энциклопедия решений. Применение бюджетными и автономными учреждениями КБК в счетах бухучета

Применение бюджетными (автономными) учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета

Согласно положениям бюджетного законодательства применение бюджетной классификации РФ (включая КОСГУ) является обязательным для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов (см., в частности, п. 1 ст. 18 БК РФ).


Бюджетные и автономные учреждения используют коды бюджетной классификации при формировании номера счета бухгалтерского учета в соответствии с требованиями:

п. 21 Инструкции N 157н;

Раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н;

Приложений N 1, 2 к приказу Минфина России от 16.12.2010 N 174н (для бюджетных учреждений);

Приложений N 1, 2 к приказу Минфина России от 23.12.2010 N 183н (для автономных учреждений);

- учетной политики для целей бухгалтерского учета, разрабатываемой в каждом учреждении;

- правовых актов, принимаемых финансовыми органами публично-правовых образований и органами, осуществляющими в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.

Информацию о применяемой в настоящее время структуре номера счета бухгалтерского учета смотрите также в Путеводителе по бухгалтерскому учету в бюджетных и автономных учреждениях.

Внимание

Если бюджетное (автономное) учреждение осуществляет полномочия получателя бюджетных средств, номер счета бухгалтерского учета в целях отражения в учете соответствующих операций должен формироваться этими учреждениями в порядке, предусмотренном для получателей бюджетных средств.

Начиная с 2016 года действует требование об обязательном включении бюджетными и автономными учреждениями в 15 - 17 разряды номеров соответствующих счетов бухучета кодов:

вида расходов;

аналитической группы подвида доходов;

аналитической группы вида источников финансирования дефицитов.

Порядок формирования 5 - 14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно будет задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5 - 14 разрядов номера счета не будет урегулирован, то в этих разрядах необходимо будет указывать нули.

И наконец, согласно п. 21.1 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 06.08.2015 N 124н) в 1 - 4 разрядах номера счета с 1 января 2017 года бюджетные и автономные учреждения обязательно должны отражать коды раздела и подраздела расходов бюджета.

При формировании 1 - 4 разрядов номера счета бухгалтерского учета в рамках конкретных видов деятельности следует учитывать следующие правила (п. 2.5 письма Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308):

1. В рамках приносящей доход деятельности (КФО "2") в 1 - 4 разрядах аналитических счетов учета указываются коды разделов и подразделов исходя из выполняемых работ или оказываемых услуг (с учетом рекомендаций по отнесению отдельных услуг, указанных в базовых (отраслевых) перечнях). Исключение - операции по доходам от арендных платежей отражаются с указанием в 1 - 4 разрядах аналитических счетов учета счетов 2 205 20 000, 2 205 30 000 кода раздела, подраздела 0113 "Другие общегосударственные вопросы".

2. В рамках деятельности по выполнению госзадания (КФО "4") в 1 - 4 разрядах аналитических счетов учета указывается:

- код раздела, подраздела, по которым отражены расходы бюджета, связанные с предоставлением субсидии на выполнение госзадания;

- код раздела, подраздела, по которому предусматривается наибольший объем субсидии либо исходя из основного вида деятельности учреждения (в части расходов на общехозяйственные нужды, отнесение которых к конкретной услуги не представляется возможным).

3. В рамках деятельности с целевыми субсидиями (КФО "5", "6") код раздела, подраздела, по которым отражены расходы бюджета, связанные с предоставлением целевой субсидии.

4. В рамках деятельности со средствами ОМС (КФО "7"):

- 0901 - 0905, 0909 раздела 0900 "Здравоохранение" исходя из оказываемых учреждением услуг;

- код раздела, подраздела расходов, по которому предусматривается наибольший объем финансового обеспечения (наибольший удельный вес расходов на оплату труда) либо исходя из основного вида деятельности учреждения (в части расходов на общехозяйственные нужды, отнесение которых к конкретной услуги не представляется возможным).

Описанный выше порядок формирования 1 - 17 разрядов номера счета в бюджетных и автономных учреждениях предусмотрен действующими редакциями Инструкций NN 174н и 183н, а также Инструкцией N 157н.

В настоящее время предусмотрены такие исключения из общего порядка формирования 1 - 17 разряда номера счета (с учетом требований приказа Минфина России от 16.11.2016 N 209н):

Счет

Разряды номера счета

Примечание

1-4

5-14

15-17

24-26

КРБ (классификация расходов)

101 00 - 105 00,

108 00*

+

нули

нули

+

Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов:

0 401 20 240,

0 401 20 270.

201 35*

+

нули

нули

+

106 00, 107 00,

109 00

+

+

+

+


204 00**

нули

нули

нули

+

Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов 0 401 20 241

4 210 06

нули

нули

нули

+

Аналогичная структура КРБ у корреспондирующего счета 4 401 10 172

3 304 01

нули

нули

нули

+


401 30

нули

нули

нули

нули


401 60**

+

нули

+

+


КИФ (классификация источников финансирования дефицитов)


201 00

+

+

нули

+

За исключением 201 35, который применяется с КРБ

207 00

+

+

640

+


301 00

+

+

810

+


* Если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества или с требованиями главного администратора бюджетных средств

** Если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов, обязательств

Учреждение вправе задействовать 1 - 17 разряды номера счета, в котором Инструкциями предусмотрены нули, для ведения аналитического учета. Необходимость такого учета, например, может быть обусловлена дополнительными требованиями по раскрытию информации в отчетности, предъявляемыми органом - учредителем. Соответствующие положения надо утвердить в учетной политике.

Примечание

Учет плановых назначений (финансового обеспечения) по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита осуществляется на счетах санкционирования в разрезе кодов бюджетной классификации (в т.ч. в разрезе кодов КОСГУ) согласно той детализации доходов, расходов и источников финансирования дефицита по кодам бюджетной классификации (в т.ч. по кодам КОСГУ), которая предусмотрена при доведении (утверждении) плановых назначений (финансового обеспечения).

История вопроса

Практика использования 1 - 17 разрядов номера счета в целях получения различной аналитической информации существовала и до 1 января 2016 года. Правовыми актами, принятыми финорганами и органами - учредителями, могли предусматриваться требования по организации в бюджетных (автономных) учреждениях аналитического учета в разрезе кодов бюджетной классификации с применением 1-17 разрядов номера счета (см., в частности, письмо Минфина России от 30.06.2011 N 02-06-10/2913). Как правило, подобные требования были обусловлены необходимостью организации обособленного учета операций по поступлению и расходованию средств определенных субсидий, предоставляемых учреждениям в соответствии со ст. 78.1 БК РФ. Дело в том, что бюджетные (автономные) учреждения могли получать субсидии в рамках реализации определенных государственных (муниципальных) программ. В отношении таких субсидий для учреждений действовали дополнительные ограничения по расходам, а также требования по составлению дополнительной отчетности согласно показателям программ.


Согласно п. 21 Инструкции N 157н 24-26 разряды счета бухгалтерского учета формируются в следующем порядке.

Тип учреждения

Коды, применяемые в 24-26 разрядах номера счета

Бюджетное

КОСГУ

Автономное

Аналитические коды поступлений и выбытий объектов учета, в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухотчетности (согласно учетной политике). По счетам 401 00, 109 00, 304 04 - КОСГУ.

Согласно п. 3 Инструкции N 183н предусматривается применение КОСГУ в полном объеме.


Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, предусмотрен исчерпывающий перечень вариантов сочетаний аналитических счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и кодов КОСГУ.

План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденный приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н, не содержит столь строгой привязки номеров счетов и кодов КОСГУ. Подобные требования установлены только для отдельных счетов. Например, счет 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг" применяется в автономных учреждениях с различными расходными кодами КОСГУ.

Внимание

При формировании номера счета могут быть использованы только те сочетания (увязки) кодов видов расходов (КВР) и КОСГУ, которые предусмотрены Приложением 5 к Указаниям N 65н.

Бюджетные и автономные учреждения многие формы бухгалтерской отчетности формируют в разрезе КОСГУ. При этом оба типа учреждений должны использовать единую (сопоставимую) методику применения КОСГУ для формирования показателей по балансовым и забалансовым счетам (см. п. 3 Инструкции N 157н, Раздел V Указаний N 65н). С детализацией по кодам КОСГУ формируется, например, Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (см. Инструкцию N 33н в редакции приказа Минфина России от 17.12.2015 N 199н).

Примечание

Финансовое ведомство предусматривает все больше счетов бухгалтерского учета, в которые КОСГУ может включаться согласно учетной политике учреждения. Например, в соответствии с Планом счетов бюджетного учета (в ред. приказа Минфина России от 17.08.2015 N 127н) счет 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" может использоваться с любым расходным кодом КОСГУ, соответствующим экономическому содержанию создаваемого резерва. Аналогичные поправки также внесены в Инструкции NN 174н и 183н.

Не все коды КОСГУ могут использоваться в целях ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в бюджетных (автономных) учреждениях. В операциях этих учреждений не могут применяться статьи (подстатьи) КОСГУ:

110 "Налоговые доходы";

151 "Поступление от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";

160 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование";

251 "Перечисление другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации".

Некоторые коды КОСГУ нельзя использовать для учета кассовых поступлений и выбытий - они предназначены только для начисления (уменьшения) финансового результата. Речь идет о кодах КОСГУ 172 "Доходы от реализации активов", 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами", 174 "Выпадающие доходы", 270 "Расходы по операциям с активами". Например:

Содержание операции / Комментарий

Дебет

Кредит

Начисление доходов в связи с недостачей материальных запасов надо отразить в учете по коду КОСГУ 172

0 209 74 560

0 401 10 172

Поступление средств (доходов) от виновного лица в возмещение ущерба, причиненного недостачей материальных запасов, необходимо отразить уже по коду КОСГУ 440

0 201 34 510

0 209 74 660

Увеличение

17

(440 КОСГУ)


Внимание

Согласно Указаниям N 65н в целях ведения бухучета бюджетные и автономные учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций (в рамках третьего разряда кода) по статьям КОСГУ:

120 "Доходы от собственности";

130 "Доходы от оказания платных услуг";

140 "Суммы принудительного изъятия";

180 "Прочие доходы";

290 "Прочие расходы";

310 "Увеличение стоимости основных средств";

320 "Увеличение стоимости нематериальных активов";

330 "Увеличение стоимости непроизведенных активов";

340 "Увеличение стоимости материальных запасов";

530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале".


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июнь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт