Энциклопедия решений. Учет расходов на разработку проектно-сметной документации (для бюджетной сферы)

Учет расходов на разработку проектно-сметной документации (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора.

Проектная документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Она представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

Внимание

В целях финансового обеспечения расходов бюджетного (автономного) учреждения по разработке проектно-сметной документации может быть предоставлена субсидия на иные цели. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что предоставление бюджетных инвестиций или субсидий на осуществление капвложений может быть предусмотрено при наличии проекта инвестиционной программы, включающего утвержденную проектную документацию (см., например, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 716; письмо Минфина России от 17.02.2014 N 02-01-11/6361).

Согласно Указаниям N 65н расходы на разработку проектной и сметной документации для строительства, реконструкции и ремонта объектов нефинансовых активов относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Как правило, по своим характеристикам проектная и сметная документация не отвечает критериям отнесения объектов к основным средствам или нематериальным активам. Напомним, что такие критерии установлены п.п. 38, 41, 56 Инструкции N 157н. По сути, проектно-сметная документация является отчетным документом, оформленным по итогам проведения архитектурно-строительного проектирования и подтверждающим надлежащее выполнение работ.


Суммы, уплачиваемые организациям за выполнение работ в целях создания объекта основного средства по договору строительного подряда и иным договорам, формируют фактические вложения учреждения в создание объекта (п. 47 Инструкции N 157н).

Для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их строительстве (создании), а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов, предназначен счет 106 00 (п. 127 Инструкции N 157н).

По окончании государственной регистрации права оперативного управления законченный строительством объект принимается госучреждением к бухгалтерскому учету в состав основных средств по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических вложений в его создание (п. п. 23, 36 Инструкции N 157н).


Таким образом, если проектная и сметная документация разрабатывается в целях создания объекта недвижимого имущества, соответствующие затраты согласно требованиям Инструкций по применению Планов счетов должны учитываться с использованием корреспонденций:

В казенном учреждении

В бюджетном (автономном) учреждении*(1)

Содержание операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

КРБ 1 106 11 310

КРБ 1 302 26 730,

КРБ 1 208 26 660

0 106 11 310

(0 106 11 000)

0 302 26 730

(0 302 26 000),

0 208 26 660

(0 208 26 000)

При формировании первоначальной стоимости объекта капитального строительства учтены расходы на разработку проектно-сметной документации

КРБ 1 101 10 310*(2)

КРБ 1 106 11 310

0 101 10 310

(0 101 10 000)

0 106 11 310

(0 106 11 000)

Вновь построенный объект недвижимости принят к учету в составе основных средств по первоначальной стоимости (с учетом расходов на разработку проектно-сметной документации)

Внимание

Проектно-сметная документация может разрабатываться в целях проведения капитального ремонта объекта. В этом случае расходы на ее разработку следует сразу списать в дебет счета 0 401 20 226.

Расходы на разработку проектно-сметной документации желательно учитывать на счете 106 00 обособленно - на отдельном аналитическом счете (субсчете), предусмотренном Рабочим планом счетов.


Учет расходов при формировании стоимости нематериального актива

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в т. ч. в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Следовательно, право на созданную проектно-сметную документацию при выполнении условий, предусмотренных п. 56 Инструкции N 157н, может учитываться в составе нематериальных активов на счете 102 00 "Нематериальные активы" по первоначальной стоимости.

При этом первоначальная стоимость формируется согласно требованиям п.п. 23, 62 Инструкции N 157: с учетом всех расходов, непосредственно связанных с созданием нематериального актива (эти расходы могут быть равны сумме всех фактических затрат, понесенных госучреждением при оплате разработки проектно-сметной документации).


Операции по принятию к бухгалтерскому учету нематериального актива в виде права на результаты интеллектуальной деятельности, возникшего в результате разработки проектно-сметной документации, могут отражаться с использованием следующих корреспонденций*(3):

В казенном учреждении

В бюджетном (автономном) учреждении*(1)

Содержание операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

КРБ 1 106 02 320**

КРБ 1 106 11 410

0 106 02 320

(0 106 02 000)

0 106 11 410

(0 106 11 000)

Перенос капитальных вложений, сформированных в результате разработки документации (с вложений в основные средства во вложения в нематериальные активы)

КРБ 1 102 30 320

КРБ 1 106 02 320

0 102 00 320

(0 102 00 000)

0 106 02 320

(0 106 02 000)

Право на результаты интеллектуальной деятельности учтено в составе нематериальных активов по первоначальной стоимости

______________________________

*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.

*(2) Если в разрядах 22 и (или) 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "00" или "0", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы и код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.

*(3) См. также письмо Минфина России от 20.06.2013 N 02-06-10/23331.


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт