Энциклопедия решений. Доходы бюджетного и автономного учреждений в целях налогообложения прибыли

Учет доходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли

Доходы бюджетного, автономного учреждения (от реализации и внереализационные) облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ).

Если иное прямо не предусмотрено НК РФ, при налогообложении прибыли учитываются, в том числе, и те доходы (поступления), которые неразрывно связаны с основной деятельностью этих учреждений. Например, подлежит налогообложению:

- плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования (письма Минфина России от 06.04.2015 N 03-03-10/19184, от 07.10.2013 N 03-03-05/41579, от 12.05.2012 N 02-13-06/1677, от 20.12.2012 N 03-03-06/1/116, письмо ФНС от 01.07.2015 N ГД-4-3/11408@)*(1);

- плата, поступающая учреждениям социального обслуживания населения, от граждан на основании заключенных с ними договоров за стационарное обслуживание (письмо Минфина России от 23.05.2013 N 03-03-06/4/18539)*(2).

Примечание

Признание доходов для целей налогообложения прибыли осуществляется в соответствии с нормами главы 25 НК РФ и не зависит от порядка их отражения в бухгалтерском учете учреждения, который на сегодняшний день регулируется положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

В целях налогообложения прибыли не учитываются доходы бюджетных и автономных учреждений, перечисленные в ст. 251 НК РФ, в частности:



п/п

Доходы бюджетного, автономного учреждения, не учитываемые при налогообложении прибыли

Основание (норма НК РФ)

Примечание

1.

Субсидии

абзац третий

пп. 14 п. 1 ст. 251

В соответствии с положениями ст. ст. 78.1, 78.2 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться субсидии (смотрите также письма Минфина России от 10.09.2015 N 03-03-06/4/52215, от 23.07.2012 N 03-03-06/4/78):

- на выполнение государственного (муниципального) задания;

- в виде грантов, предоставляемых из бюджетов;

- на осуществление капитальных вложений;

- на иные цели.


Не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания не учитываются при налогообложении прибыли (смотрите письмо Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040)

2.

Гранты

абзац седьмой

пп. 14 п. 1 ст. 251

Доходы в виде полученных грантов освобождаются от налогообложения только в том случае, если соблюдаются условия, перечисленные в абзаце восьмом пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.


Подробнее о порядке применения данной нормы см. материал "Налогообложение при получении гранта госучреждением"

3.

Средства, получаемые медицинскими учреждениями от страховых организаций, осуществляющих ОМС

абзац семнадцатый

пп. 14 п. 1 ст. 251

Средства поступают за оказание медицинских услуг застрахованным лицам

4.

Имущество, имущественные права, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств

пп. 2 п. 1 ст. 251

Эта норма может применяться в отношении обеспечительного платежа, полученного в рамках исполнения контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ (см. письма Минфина России от 14.12.2015 N 03-03-06/2/73032, от 03.112015 N 03-03-06/2/63360)

5.

В виде имущества, полученного безвозмездно:


- по решению органов исполнительной власти всех уровней, например, в случае внутриведомственной передачи (передачи имущества между учреждениям, подведомственными одному органу власти или местного самоуправления);

пп. 8 п. 1 ст. 251

Для применения данной нормы необходимо наличие правового акта соответствующего органа исполнительной власти о передаче имущества (см. письмо Минфина России от 20.07.2012 N 03-03-10/80).

Под органами исполнительной власти понимаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ).

По мнению Минфина России, положения пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяются в том числе и на муниципальный уровень (письмо от 09.10.2015 N 03-03-05/57825)


- в качестве пожертвования;

пп. 1 п. 2 ст. 251

Характер операции должен соответствовать положениям ст. 582 "Пожертвования" ГК РФ (см. письма Минфина России от 28.03.2016 N 03-03-06/3/17251, от 24.03.2010 N 03-03-06/4/32, УФНС России по г. Москве от 19.10.2011 N 16-15/101183@)

- по завещанию в порядке наследования;

пп. 2 п. 2 ст. 251

-

- от собственника (в том числе при внутриведомственной передаче);

пп. 7 п. 2 ст. 251

В качестве собственника имущества бюджетного (автономного) учреждения выступает публично-правовое образование, в лице уполномоченного органа власти (местного самоуправления).

Поступления должны быть использованы по целевому назначению

образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности;

пп. 22 п.1 ст. 251

Имущество (в том числе денежные средства) должно быть получено на ведение уставной деятельности (письма Минфина России от 25.10.2012 N 03-03-05/89, от 01.06.2011 N 03-03-06/4/61)

- в виде неотделимых улучшений в имущество, переданное учреждением в аренду или безвозмездное пользование

пп. 32 п. 1 ст. 251

Неотделимые улучшения должны быть произведены арендатором (ссудополучателем)

6.

В виде имущественных прав, полученных безвозмездно:


- по завещанию в порядке наследования;

пп. 2 п. 2 ст. 251

-

- от собственника;

пп. 7 п. 2 ст. 251

В качестве собственника имущества бюджетного (автономного) учреждения выступает публично-правовое образование, в лице уполномоченного органа власти (местного самоуправления). См. также письмо Минфина России от 24.12.2013 N 03-03-05/56911.

Поступления должны быть использованы по целевому назначению

- в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом

пп. 16 п. 2 ст. 251

Право должно быть получено по решению органа власти, местного самоуправления .

Имущество должно использоваться для ведения уставной деятельности

(см. письма Минфина России от 30.03.2016 N 03-03-06/3/17832, от 16.03.2015 N 03-03-06/4/13788, от 01.10.2012 N 03-03-06/4/100)

7.

В виде безвозмездно полученных работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров

пп. 1 п. 2 ст. 251

См. также письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-07-07/49

Внимание

Налоговое законодательство не содержит положений, устанавливающих сроки использования средств целевого финансирования, перечисленных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Соответственно, остатки таких средств по общему правилу не подлежат налогообложению. В частности, при налогообложении прибыли бюджетных и автономных учреждений не должны учитываться не использованные в текущем финансовом году средства субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (см. письмо Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040).

По общему правилу внереализационные доходы бюджетных и автономных учреждений подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (ст.ст. 247, 250 НК РФ). Такие доходы могут возникнуть даже в том случае, если учреждение не осуществляет приносящую доход деятельность.

Бюджетные и автономные учреждения учитывают при налогообложении прибыли, в частности, следующие внереализационные доходы:


N п/п

Вид внереализационного дохода

Основание (норма НК РФ)

Примечание

1.

Суммы возмещения убытков или ущерба (в том числе доходы от возмещения ущерба, причиненного недостачами имущества, и при прочих случаях возмещения ущерба):

- признанные должниками;

- подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу

п. 3 ст. 250

См. также письмо Минфина России от 12.09.2014 N 03-03-06/4/45766


2.

Штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств:

- признанные должниками;

- подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу

-

3.

Суммы денежных средств, а также стоимость имущества, имущественных прав, полученных безвозмездно

п. 8 ст. 250

За исключением случаев, предусмотренных ст. 251 НК РФ

(письмо Минфина России от 17.02.2016 N 03-03-06/1/8746)

4.

Стоимость полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств:

- материалов;

- иного имущества

п. 13 ст. 250

За исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина России от 08.08.2013 N 03-03-06/4/32160)

5.

Суммы использованных не по назначению:

- пожертвований;

- целевых поступлений;

- целевого финансирования

п. 14 ст. 250

За исключением бюджетных средств - если такие средства использованы не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства

6.

Стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации

п. 20 ст. 250

-

7.

Суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по договору страхования (в т.ч. ОСАГО, КАСКО)

ст. 250

См. также письмо Минфина России от 31.10.2014 N 03-03-06/4/55221

8.

Средства, полученные от сдачи лома черных, цветных и драгоценных металлов

ст. 250

См. также письмо Минфина России от 17.07.2013 N 03-03-05/27903

9.

Доходы в виде средств, полученные от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг

ст. 250

См. также письма Минфина России от 28.08.2013 N 03-03-06/4/35325, от 27.08.2012 N 03-03-06/4/88

10.

Проценты, полученные от временного размещения свободных остатков средств целевых поступлений на депозитных счетах в банках

п. 6 ст. 250

См. также письма Минфина России от 09.01.2017 N 03-03-07/80055, от 02.02.2015 N 03-03-06/1/3926

_____________________________


*(1) Образовательные организации при выполнении ряда условий вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль (ст. 284.1 НК РФ). Одно из условий - доходы от образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок должны составлять не менее 90% доходов, учитываемых при определении налоговой базы (пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ). С 1 января 2016 года организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях применения нулевой ставки по налогу на прибыль помимо доходов от осуществления образовательной деятельности вправе учитывать также доходы от деятельности по присмотру и уходу за детьми (Федеральный закон от 02.05.2015 N 110-ФЗ).

*(2) С 1 января 2015 года по 1 января 2020 года организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, вправе применять налоговую ставку 0% при соблюдении условий, установленных ст. 284.5 НК РФ.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт