Энциклопедия решений. Использование в бюджетном и автономном учреждениях остатков (экономии) средств субсидии на выполнение госзадания прошлого года

Использование в бюджетном (автономном) учреждении остатков (экономии) средств субсидии на выполнение госзадания прошлого года

Если государственное (муниципальное) задание выполнено в полном объеме, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, далее - Закон N 83-ФЗ; ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ).

Как видим, при выполнении определенных условий действующее законодательство, по сути, предоставляет бюджетным и автономным учреждениям возможность распоряжаться остатками средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по собственному усмотрению. Данные средства могут быть израсходованы даже в рамках приносящей доход деятельности. Главное, чтобы направления расходов соответствовали целям, ради которых учреждение создано (эти цели указываются в уставе учреждения).


Специалисты финансового ведомства указывают, что остатки субсидии на выполнение задания (экономия) могут быть, в частности, израсходованы (см. Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22 октября 2013 года):

- на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления;

- на приобретение оборудования;

- на повышение заработной платы сотрудникам учреждения.

Внимание

Если при определении нормативных затрат и расчете размера субсидии на выполнение госзадания использовались завышенные налоговые ставки, средства субсидии, возвращаемые налоговыми органами, не являются по своей экономической сути остатками, не использованными по состоянию на начало текущего финансового года. Соответственно, они должны быть направлены в доход бюджета (письмо Минфина России от 31.12.2014 N 02-03-11/69256).

В учреждении может быть составлена отдельная подробная Смета, в соответствии с которой будут расходоваться остатки субсидии. При этом объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых являются такие остатки, должны быть отражены в Плане ФХД.

Согласно п. 22 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н, План ФХД бюджетных учреждений может утверждаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - учредитель). Действующее законодательство не обязывает учредителя принимать любые предложения учреждения по расходованию экономии и утверждать соответствующие изменения в План ФХД. Если по вопросу расходования экономии между учреждением и учредителем возникли противоречия, урегулировать их придется самостоятельно - процедура разрешения подобных споров правовыми актами не установлена.


Итак, в учреждении по виду деятельности "4" на 1 января 2017 года числится остаток денежных средств. Означает ли это, что весь остаток может быть израсходован в порядке, предусмотренном ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ?

Для ответа на этот вопрос необходимо провести анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности учреждения.


Во-первых, по состоянию на 1 января 2017 года в учете может числиться кредиторская задолженность, которая образовалась в ходе выполнения задания в прошлом году. При таких обстоятельствах остаток прежде всего желательно направить на погашение этой задолженности.

Дело в том, что средства, перечисляемые учреждениям в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, носят целевой характер - они предоставляются на финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на вполне определенный период. Соответственно, по общему правилу обязательства, возникшие при выполнении задания на определенный год, должны быть оплачены за счет субсидии на выполнение задания, предоставленной в этом же году.

Внимание

Положения Инструкции N 157н и иных нормативных правовых актов не обязывают учреждение иметь остатки денежных средств на лицевом счете (счете в кредитной организации) под сформированный резерв предстоящих расходов. В то же время руководителем бюджетного (автономного) учреждения может быть принято решение о резервировании части оставшихся средств в целях финобеспечения отложенных обязательств.

Во-вторых, по состоянию на 1 января 2017 года на счетах учреждения могут числиться еще не израсходованные средства экономии субсидий на выполнение задания, сформированной по итогам 2012, 2013, 2014 и 2015 годов. Эти средства должны расходоваться в соответствии с решениями (Сметами), принятыми (утвержденными) в прошлые годы.


По итогам года учреждением могут быть не достигнуты показатели задания, характеризующие объем государственной (муниципальной) услуги (работы). В этом случае согласно ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ возврат в бюджет остатка субсидии на выполнение задания может быть предусмотрен федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами*(1). Бюджетными и автономными учреждениями должен быть возвращен не весь остаток средств, а только сумма, соответствующая не достигнутым показателям задания. При этом основанием для возврата является отчет о выполнении задания (см. п. 46 Положения N 640).

Например, федеральным учреждениям остатки субсидии, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2017 года необходимо вернуть не позднее 1 апреля 2017 года (п. 40 Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551). При этом, специалисты Минфина России в письме от 14.01.2016 N 02-01-09/787 напомнили, что информация о тех федеральных учреждениях, которые не вернут своевременно соответствующие остатки субсидий на госзадание, будет передана в контролирующие органы.

Примечание

На что обратить внимание при определении суммы субсидии, подлежащей возврату в бюджет?

1. У учреждений возникает обязанность по перечислению в доход бюджета именно той суммы, которая соответствует не достигнутым показателям задания. Соответственно, если на 1 января фактический остаток средств по виду деятельности "4" на лицевом счете и в кассе меньше суммы задолженности, придется привлекать средства по виду деятельности "2" (письмо Минфина России от 12.04.2016 N 02-01-09/20629).

2. Единая методика расчета остатка субсидии, подлежащего перечислению в доход бюджета, в настоящее время не утверждена. Конкретный порядок расчета может быть разработан и утвержден учредителем. В частности, с учетом специфики деятельности учреждения может быть предусмотрен расчет в разрезе каждой услуги (работы). В то же время определение остатка субсидии в целом по утвержденному государственному (муниципальному) заданию также не противоречит действующему законодательству.

3. При предоставлении субсидии учредитель имеет право определить объем недовыполнения задания (в процентах), при котором это задание будет считаться выполненным. Если учреждение уложится в эти рамки, возвращать остаток субсидии не придется.

4. Возврат субсидии осуществляется только в том случае, когда не достигнуты показатели задания по объему услуг (работ). Аналогичных требований, связанных с невыполнением показателей задания в части сроков оказания услуг (выполнения работ) и качества услуг (работ), действующее законодательство не содержит.

На федеральном уровне специалисты Минфина России рекомендуют определять сумму субсидии, подлежащую возврату в бюджет (письмо Минфина России от 05.02.2016 N 02-01-09/5870):

- в разрезе каждой услуги (работы);

- пропорционально невыполненному объему каждой услуги (работы);

- с учетом возможного отклонения, в пределах которого задание считается выполненным (если такой показатель устанавливался).


В настоящее время не утвержден общий для всех публично-правовых образований порядок взыскания остатков субсидий (письмо Минфина России от 11.04.2016 N 02-04-09/20394). Орган - учредитель может предусмотреть обязанность по возврату таких средств в соглашении о предоставлении субсидии в качестве условия ее предоставления. В этом случае за невозврат остатка субсидии в установленный срок могут оштрафовать по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Возможна ситуация, когда по итогам года по отдельным услугам (работам) учреждение перевыполнило задание, а по другим недовыполнило. При этом задание не корректировалось. В этом случае остатки субсидии, приходящиеся на объем неоказанных (невыполненных) услуг (работ), надо перечислить в доход бюджета, независимо от фактического наличия остатка средств субсидии на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения (письма Минфина России от 11.04.2016 N 02-01-09/20628, от 05.02.2016 N 02-01-09/5870). Если с учетом фактически оказанных (выполненных) отдельных услуг (работ) задание было пересмотрено в сторону увеличения, то у органа-учредителя возникает обязанность по погашению в следующем финансовом году соответствующей задолженности - с этой целью может быть предоставлена субсидия на иные цели (Раздел 7 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013). Если же по каким-либо причинам задание не корректировалось, орган-учредитель может, но не обязан предоставить соответствующую целевую субсидию - перечень оснований для предоставления субсидий на иные цели является открытым (Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).

В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения операции по возврату в доход бюджета остатка субсидии, образовавшегося в связи с недостижением по итогам прошлого года установленных заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), в соответствии с п. 152 Инструкции N 174н и п. 180 Инструкции N 183н отражаются с применением следующих корреспонденций счетов:


Дебет

Кредит

Содержание операции

Основание для отражения операции

4 401 10 130

4 303 05 730

(4 303 05 000) *(2)

Начислена задолженность по возврату в доход соответствующего бюджета остатка субсидии, образовавшегося в связи с недостижением установленных заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ)

Отчет о выполнении государственного (муниципального) задания, представленный учредителю

4 303 05 830

(4 303 05 000)

4 201 11 610

(4 201 11 000)

Увеличение

18

(130 КОСГУ)

Перечисление остатка в доход соответствующего бюджета

графе "код БК" Заявки на кассовый расход указывается код доходов 000 1 13 02990 00 0000 130) *(3))

Выписка из лицевого счета (ф.ф. 0531962, 0531963)


Может возникнуть и такая ситуация: задание учреждением выполнено не в полном объеме, но требование о возврате в бюджет остатка субсидии в публично-правовом образовании не предусмотрено. До корректировки положений ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ в такой ситуации остаток субсидии на выполнение задания можно было потратить на любые цели, ради которых создано учреждение, в т.ч. в рамках приносящей доход деятельности. Теперь же при расходовании этого остатка необходимо строго соблюдать те требования по целевому использованию, которые были установлены при предоставлении субсидии.


Как видим, в порядке, предусмотренном ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, может быть израсходован далеко не весь остаток денежных средств по виду деятельности "4", а только сумма экономии субсидии на выполнение задания, полученная по итогам года. Применение иного подхода может стать поводом для претензий со стороны контролирующих органов.


Специалисты финансового ведомства указывают на то, что наличие неиспользованных средств субсидии на выполнение задания - повод для проведения учредителем анализа финансово-хозяйственной деятельности подведомственного бюджетного (автономного) учреждения (см., письма Минфина России от 11.01.2013 N 02-13-10/28, от 25.02.2015 N 02-01-11/9390, Рекомендации Минфина России от 22 октября 2013 года). По итогам такого анализа могут быть сделаны, в частности, следующие выводы:

1) размер субсидии был необоснованно завышен, в том числе и в связи с некорректным определением размера нормативных затрат;

2) остатки образовались в связи с неэффективной работой учреждения, низким качеством оказания государственных (муниципальных) услуг, и, как следствие, снижением спроса на государственную (муниципальную) услугу.

Таким образом, учреждению желательно оформить документы, подтверждающие, что образовавшиеся остатки не являются следствием перечисленных выше обстоятельств, а получены в результате проведенной работы по экономии средств. Например, могут оформляться Планы экономии, а также Отчеты (расчеты) по итогам выполнения данных планов.


Может ли экономия субсидии быть "зафиксирована" в течение года?

Во многих письмах финансового ведомства речь идет об экономии средств субсидии на выполнение задания (смотрите, например, письма Минфина России от 31.12.2014 N 02-01-11/69294, от 13.12.2013 N 02-01-011/54916, от 29.01.2013 N 02-13-06/293, от 07.08.2012 N 02-03-06/3073, от 09.08.2012 N 02-13-06/3106). В этих письмах нет ссылок на положения ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, напротив, из их содержания можно сделать вывод - бюджетные (автономные) учреждения могут "зафиксировать" экономию средств субсидии уже в течение года.

Каким образом может быть оформлена экономия, запланированная и достигнутая в течение года? В настоящее время вопрос остается открытым... При этом отсутствие документального подтверждения наличия экономии средств субсидии на момент осуществления расходов, не учитываемых в явном виде при определении размера этой субсидии, может послужить поводом для претензий со стороны контролирующих органов (см., например, решение АС Ивановской области от 28.08.2015 по делу N А17-2519/2015).

При условии достижения экономии средств субсидии в течение года учреждение имеет право осуществлять расходы по определенному направлению с превышением объема расходов, который был предусмотрен по этому же направлению нормативными затратами, или же вообще осуществлять расходы не учитываемые при определении размера нормативных затрат.

Пример

При расчете нормативных затрат учитывался размер суточных 100 рублей, а с учетом экономии учреждение в установленном порядке согласно Плану ФХД может выплачивать суточные в размере 300 рублей.

Полагаем, чтобы обосновать возможность подобного расходования средств в течение года необходимо:

- иметь в распоряжении расчет нормативных затрат, на основании которого был определен размер субсидии на выполнение задания в соответствующем году;

- иметь План экономии, согласно которому увеличение расходов по одному направлению осуществляется за счет снижения (по сравнению с нормативными затратами) расходов по другому направлению;

- вести учет расходов методом начисления в разрезе соответствующих направлений расходов - на основании данных этого учета будет подтверждаться факт выполнения Плана экономии;

- осуществлять только те расходы, которые связаны с выполнением задания.

______________________________

*(1) Напомним, до корректировки положений ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ не существовало механизмов отзыва (изъятия) у бюджетного (автономного) учреждения средств субсидии на выполнение задания при невыполнении им в полном объеме задания. В то же время остатки субсидии могли быть отозваны (изъяты) на основании положений Соглашения о предоставлении субсидии или возвращены учреждением в добровольном порядке. А так как согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ субсидии выделяются в качестве финобеспечения выполнения вполне конкретного задания, то отзыву (изъятию) средств обязательно должна была предшествовать корректировка задания в сторону уменьшения его объемных показателей.

Невыполнение задания, не сопровождающееся внесением изменений в задание, не являлось основанием для уменьшения объема субсидии текущего года. Более того, учредитель не вправе был учесть объем неиспользованных остатков субсидии на 1 января очередного года путем увеличения подведомственному учреждению задания в очередном финансовом году или путем уменьшения объема субсидии на государственное (муниципальное) задание на очередной финансовый год. Данная правовая позиция сформулирована в письме Минфина России от 11.01.2013 N 02-13-10/28, Рекомендациях Минфина России от 22 октября 2013 года. Однако на практике отдельные органы все-таки принимали решение об уменьшении объема субсидии очередного года, если остаток субсидии был обусловлен невыполнением задания (см., например, п. 10 Порядка, утв. приказом Минрегиона России от 30.12.2011 N 645; п. 12 Порядка, утв. приказом Минкультуры России от 05.12.2011 N 1122; п. 2.27 Порядка, утв. постановлением Министерства спорта и туризма Астраханской области от 11.10.2012 N 29-п).

*(2) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках.

*(3) Федеральные бюджетные и автономные учреждения указывают код доходов 000 1 13 02991 01 0400 130 "Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета (средства, поступающие от возврата учреждениями субсидий на выполнение ими государственного задания прошлых лет". Коды бюджетной классификации для зачисления остатков субсидий в доход бюджетов субъектов РФ приведены в письме Минфина России от 29.04.2016 N 02-05-11/25399.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июнь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Ю. Еременко, эксперт