• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Одобрение сделок, совершаемых госучреждениями

Одобрение сделок, совершаемых госучреждениями

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.


Законодательство, регулирующее деятельность государственных и муниципальных учреждений (казенных, бюджетных и автономных), содержит нормы, направленные на ограничение их имущественной и хозяйственной самостоятельности. К числу таких ограничений относится особый порядок совершения учреждениями ряда сделок, который заключается в необходимости получения согласия (одобрения) на их совершение. Нарушение установленного законом порядка может повлечь признание договора, заключенного учреждением, недействительным, а также неблагоприятные последствия для руководителя учреждения.


Случаи, в которых для совершения сделки необходимо получить одобрение (согласие), устанавливаются федеральными законами:

ГК РФ;

Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ);

Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).


Необходимость и особенности согласования учреждением сделки может зависеть от:

- типа учреждения (казенное, бюджетное, автономное);

- вида имущества (недвижимое, движимое (особо ценное));

- источника получения имущества (закрепленное за учреждением собственником или приобретенное за счет его средств, или приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности);

- вида сделки (аренда, дарение и т.д.);

- суммы сделки (крупная сделка);

- заинтересованности определенных лиц в совершении учреждением сделки.

Внимание

Распоряжение имуществом, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, требует согласия учредителя в случаях, когда сделка является крупной (п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ст. 14 Закона N 174-ФЗ) или в ее совершении имеется заинтересованность определенных лиц (п.п. 1 и 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ; ст. 16 N 174-ФЗ).

Необходимость согласования таких сделок с имуществом, как продажа, мена, аренда, передача в безвозмездное пользование, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, зависит от вида имущества и наличия (отсутствия) у учреждения права самостоятельно распоряжаться этим имуществом. Также согласованию подлежит списание имущества.

К сделкам, требующим согласования вне зависимости от ее суммы, наличия права самостоятельного распоряжения, отсутствия заинтересованности в ее совершении, относится дарение (п. 1 ст. 576 ГК РФ).


В зависимости от типа учреждения и вида имущества полномочия по рассмотрению и согласованию (одобрению) сделки могут принадлежать:

- собственнику имущества;

- органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя (далее - учредитель);

- наблюдательному совету автономного учреждения.


От имени собственника при согласовании сделок выступает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения*(1). Также от имени собственника может выступать орган, на который возложены функции по управлению имуществом.

Внимание

Решения по вопросам распоряжения недвижимым имуществом принимаются учредителем по согласованию с органом, на который возложено управление и распоряжение имуществом. Функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Росимущество*(2). На уровне субъектов и муниципальных образований имеются соответствующие органы по управлению государственным имуществом субъектов РФ и муниципальным имуществом*(3).

Порядок осуществления учредителями своих полномочий по согласованию (одобрению) сделок учреждений определяется на уровне того публично-правового образования, на базе имущества которого создано учреждение.

На федеральном уровне полномочия учредителей устанавливаются постановлениями Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 (бюджетных и казенных учреждений) и от 10.10.2007 N 662 (автономных учреждений).

______________________________

*(1) Письмо Министерства экономического развития РФ от 24.03.2011 N 5460-АЛ/Д08 "О разъяснении применения норм ГК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537".

*(2) Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).

*(3) Постановление главы администрации Тамбовской области от 23.12.2013 N 343 "Об утверждении Положения о комитете по управлению имуществом Тамбовской области"; постановление Правительства Еврейской автономной области от 22.02.2011 N 72-пп "Об утверждении Положения о комитете по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области"; Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа (утв. решением Думы Горноуральского городского округа от 27.06.2013 N 28/12).



Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Авторский коллектив:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России

В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, аудитор

А. Кузьмина, кандидат юридических наук

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности



Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.