Энциклопедия решений. Порядок предварительного согласования (одобрения) крупных сделок бюджетных и автономных учреждений

Порядок предварительного согласования (одобрения) крупных сделок бюджетных и автономных учреждений

Законодательством РФ предусмотрен особый порядок совершения бюджетными и автономными учреждениями крупных сделок. Согласование (одобрение) сделки необходимо независимо от источников ее финансового обеспечения (письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/296). Нарушение установленных законами процедур может повлечь признание такой сделки недействительной, а также наступление неблагоприятных последствий для ее руководителя.


Бюджетным учреждением крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (далее - Учредитель).


Порядок предварительного согласования крупных сделок (далее - Порядок согласования), совершаемых федеральным бюджетным учреждением, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия его учредителя (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 537). На уровне субъектов РФ порядок согласования также утверждается соответствующими ведомствами*(1). На уровне муниципальных образований, - как правило, администрацией муниципального образования*(2).

Для согласования совершения крупной сделки бюджетное учреждение направляет Учредителю заявление (заявку, сопроводительное письмо, обращение и т.п.), содержащее обоснование и цель совершения сделки, информацию о сторонах сделки, предмете, цене, сроках исполнения обязательств, источнике финансирования, иные существенные условия сделки. Некоторые ведомства разрабатывают формы таких заявлений*(3).

К заявлению, как правило, требуется приложить документы, предусмотренные Порядком согласования, который может включать*(4):

1) проект договора;

2) копии договоров, связанных со сделкой, требующей согласования;

3) копию конкурсной документации, документации об аукционе (в случае намерения учреждения принять участие в конкурсе, аукционе);

4) справка-обоснование целесообразности заключения сделки;

5) справка о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения;

6) справка о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке;

7) финансово-экономическое обоснование расчета цены крупной сделки как критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования.


Учредитель в сроки, установленные Порядком согласования, рассматривает и согласовывает сделку либо принимает решение об отказе в согласовании заключения сделки, в том числе в случаях:

- выявления в представленных документах неполных, необоснованных или недостоверных сведений;

- отсутствия достаточного обоснования целесообразности заключения сделки;

- несоответствия крупной сделки целям и видам деятельности учреждения;

- если совершение крупной сделки приведет к невозможности осуществления учреждением деятельности, цели, предмет и виды которой определены его уставом;

- если планируемая к заключению сделка противоречит нормам законодательства РФ.


Решение о предварительном согласовании совершения крупной сделки может оформляться письмом, приказом, протоколом, распоряжением и т.п.


Автономным учреждением крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения.

Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок (ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ).

Заседания наблюдательного совета проводятся по мере необходимости, в том числе по требованию руководителя учреждения, в порядке и сроки, установленные Уставом автономного учреждения (ч.ч. 1-3 ст. 12 Закона N 174-ФЗ).

Решение по итогам рассмотрения вопроса об одобрении крупной сделки принимается наблюдательным советом большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, оформляется протоколом и является обязательным для руководителя автономного учреждения (ч. 15 ст. 10, ч.ч. 5 и 7 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).

Внимание

В соответствии со ст. 41.1 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" наблюдательный совет организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, по инициативе учредителя может быть упразднен. В этом случае функции наблюдательного совета, включая одобрение крупной сделки, исполняются его учредителем в порядке, аналогичном установленному для бюджетных учреждений*(5).

______________________________

*(1) см., например, приказ Министерства образования Нижегородской области от 27.09.2011 N 2586; приказ Департамента ветеринарии Свердловской области; от 19.04.2013 N 98; приказ управления Алтайского края по физической культуре и спорту от 29.10.2012 N 1434.

*(2) см., например, постановление Администрации муниципального образования город Новороссийск от 07.02.2011 N 448; постановление Администрации г. Мурманска от 02.02.2012 N 184; постановление Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 13.06.2012 N 154.

*(3) Приложение к Порядку предварительного согласования совершения подведомственным Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.05.2012 N 289.

*(4) на примере Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, крупных сделок (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2010 N 1188).

*(5) см., например, распоряжение Министерства культуры Московской области от 17.05.2011 N 125-Р; приказ Министерства культуры Камчатского края от 29.10.2012 N 254).


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на июнь 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Авторский коллектив:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России

В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, аудитор

А. Кузьмина, кандидат юридических наук

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности