Энциклопедия решений. Представление и размещение годовой бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений

Представление и размещение годовой бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений

Согласно положениям БК РФ, Закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Закона N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" бюджетные и автономные учреждения, получая из бюджета публично-правового образования, на базе имущества которого они созданы, государственные (муниципальные) субсидии, являются самостоятельными субъектами гражданских прав, отвечают по своим обязательствам имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, и не обладают полномочиями получателя бюджетных средств. Результаты деятельности таких учреждений, отражаемые ими при составлении бухгалтерской отчетности, предусмотренной Инструкцией N 33н, в состав отчетности об исполнении бюджета (консолидированного бюджета) не включаются.

Вместе с тем в соответствии с письмом Минфина России от 07.07.2011 N 02-06-07/2832 для осуществления выверки показателей бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджетов, осуществляющих в отношении бюджетных (автономных) учреждений полномочия и функции учредителя, отражающих за отчетный период операции с государственным (муниципальным) имуществом, осуществляется формирование сводной отчетности по формам, предусмотренным Инструкцией N 33н.


Регламентация порядка представления сводной отчетности получателей субсидий, сформированной главными администраторами средств бюджета, финансовому органу бюджета публично-правового образования определяется с учетом действующего порядка осуществления финансового контроля бюджетной отчетности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местных бюджетов*(1).

Контрольные соотношения к показателям сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных (автономных) учреждений, а также требования к форматам и способам передачи в электронном виде бухгалтерской отчетности указанных учреждений, размещены на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru в разделе "Документы", подраздел "Учет и отчетность".


Разъяснения отдельных вопросов формирования и представления бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в Федеральное казначейство, как правило, доводятся письмом, направляемым в рамках подготовки к приему годовой отчетности (см. Справку "Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений").


Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, либо финансовый орган публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, согласно п. 6 Инструкции N 33н, доводит до учреждения сроки, требования и форматы передачи бухгалтерской отчетности*(2).

При установлении финансовым органом, осуществляющим исполнение бюджета соответствующего публично-правового образования, либо учредителем в соответствии с п. 8 Инструкции N 33н дополнительных форм для представления в составе квартальной или годовой бухгалтерской отчетности, одновременно устанавливается порядок их составления и представления. При составлении и представлении бухгалтерской отчетности бюджетным и автономным учреждениям необходимо соблюдать не только требования Инструкции N 33н, но и указания учредителя и соответствующего финансового органа.


Согласно п. 3.4 ст. 32 Закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетные и автономные учреждения должны обеспечивать открытость и доступность сведений о деятельности в порядке и сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данные сведения должны быть размещены в сети интернет (п. 3.5 ст. 32 Закона N 7-ФЗ, п. 14 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Правила предоставления и размещения информации (сведений) о государственных (муниципальных) учреждениях и их обособленных структурных подразделениях на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru), а также правила ведения указанного официального сайта регламентированы соответствующим Порядком, утвержденным приказом Минфина РФ от 21.07.2011 N 86н (далее - Порядок N 86н). Порядок формирования структурированной информации об учреждении установлен Требованиями (утв. Федеральным казначейством 26 декабря 2016 г.).

Электронная копия годовой бухгалтерской отчетности учреждения, составленной в порядке, определенном нормативными правовыми актами РФ, подлежит обязательному опубликованию (п. 3.3 Закона N 7-ФЗ, п. 6 Порядка N 86н). Согласно п. 15 Порядка N 86н новые документы размещаются на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru) не позднее ПЯТИ рабочих дней, следующих за днем принятия этих документов. Специальных сроков для размещения бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Порядком N 86н не установлено.

Аналогичное требование предусмотрено в отношении Отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, Общие требования к порядку составления и утверждения которого утверждены приказом Минфина России от 30.09.2010 N 114н.


В силу положений пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация, в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), не обязана вести бухгалтерский учет.

Перечень форм годовой бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, которые подлежат обязательному представлению в налоговые органы, содержится в письме Минфина России от 28.03.2013 N 02-06-07/9937.


Представление бюджетными и автономными учреждениями годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации в силу прямой нормы п. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ не предусмотрено.

________________________

*(1) См. например:

Приказ Федерального казначейства от 22.11.2016 N 28н "О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства сводной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, сводной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2017 году";

Приказ Министерства финансов Хабаровского края от 12.12.2016 N 240П "О сроках представления в министерство финансов Хабаровского края годовой бюджетной отчетности и годовой сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений за 2016 год, месячной и квартальной отчетности в 2017 году";

Приказ Министерства финансов Республики Карелия от 09.12.2016 N 535 "О сроках представления главными распорядителями средств бюджета Республики Карелия, главными администраторами доходов бюджета Республики Карелия, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Республики Карелия сводной годовой бюджетной отчетности, сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Республики Карелия, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют органы исполнительной власти Республики Карелия за 2016 год"

*(2) См. например:

Приказ Министерства культуры РФ от 30.12.2015 N 3461 "О сроках представления в Министерство культуры Российской Федерации квартальной и годовой бюджетной отчетности получателями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета, бухгалтерской отчетности федеральными государственными бюджетными учреждениями в 2016 году";

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.04.2014 N 156 "О сроках представления бюджетной и бухгалтерской отчетности в 2014 году бюджетными и казенными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации".


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения