• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Неустойка (для госсектора)

Оформление документов при начислении неустоек в госучреждениях

ГАРАНТ:

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях

I. Направление требования об уплате неустойки

ГК РФ не предусмотрено обязательное соблюдение претензионного порядка в отношении требования об уплате неустойки. По общему правилу претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора обязателен в предусмотренных законом или договором случаях (см. ч. 5 ст. 4, постановления ФАС Московского округа от 06.06.2011 N Ф05-4425/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.10.2011 N Ф04-5541/11, ФАС Центрального округа от 27.02.2012 N Ф10-5335/11). Если кредитором соблюден претензионный порядок в отношении основного обязательства, считается соблюденным и претензионный порядок в отношении неустойки (см. п. 43 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).

Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик должен направить поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафа, пени). Такое требование учреждению желательно направлять в адрес контрагента и в иных случаях, поскольку соблюдение претензионного порядка в случаях, установленных законом или договором, является условием реализации права на предъявление иска (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 8 ч. 2 ст. 125, п. 7 ч. 1 ст. 126, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, п. 7 ч. 2 ст. 131, абзац седьмой ст. 132, п. 1 ч. 1 ст. 135, абзац второй ст. 222 ГПК РФ).


II. Принятие решения о зачете или удержании

Действующее законодательство не исключает возможности осуществления неденежных расчетов при начислении пеней и штрафов.

Во-первых, может быть произведен зачет встречных однородных требований.

Встречные требования об уплате неустойки и о взыскании задолженности являются, по существу, денежными, то есть однородными, и при наступлении срока исполнения могут быть прекращены зачетом по правилам статьи 410 ГК РФ (см. в частности, постановления Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 2241/12, от 19.06.2012 N 1394/12, письмо Минфина России от 20.09.2012 N 02-06-10/3831).

Внимание

Обязательство прекращается зачетом только такого требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил, допускается в случаях, предусмотренных законом (ст. 410 ГК РФ). Содержание ст. 410 ГК РФ позволяет сделать вывод, что необходимым условием зачета является наступление срока исполнения того требования, которое принадлежит лицу, заявляющему о зачете, тогда как срок зачитываемого требования может и не наступить. В то же время достаточно часто суды указывают на необходимость наступления срока исполнения обоих обязательств для их прекращения зачетом (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31.10.2013 N Ф01-11896/13, ФАС Московского округа от 07.02.2012 N Ф05-14454/11).

Во-вторых, договор (контракт) может предусматривать удержание суммы неустойки, начисленной в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, из цены, подлежащей уплате должнику, нарушившему обязательство. Такой способ прекращения взаимных обязательств сторон отличен от зачета (ст. 410 ГК РФ), но не противоречит действующему законодательству (п. 1 ст. 407, п. 4 ст. 421 ГК РФ; см. также постановления Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 N 1394/12, от 10.07.2012 N 2241/12, Третьего ААС от 01.08.2014 N 03АП-2849/14, Восемнадцатого ААС от 08.07.2014 N 18АП-6125/14).

Внимание

Получатели бюджетных средств при заключении в рамках своих полномочий договоров (контрактов) не вправе, за исключением случаев, когда законом предусмотрено иное, предусматривать исполнение денежных обязательств, возникающих у сторон договоров (контрактов), иным образом, чем исполнение путем перечисления (оплаты) денежных средств (см., в частности, ст.ст. 215.1, 218, 219, 220.1 БК РФ). При этом специалисты финансового ведомства указывают, что оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена получателем бюджетных средств путем выплаты исполнителю контракта суммы, уменьшенной на сумму неустоек (пеней, штрафов) (см., например, письмо Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959).

В-третьих, если договором (контрактом) предусмотрена возможность удержания суммы неустойки из денежных средств, внесенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика в соответствии с ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, то в случае признания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) размера штрафных санкций, они могут быть удержаны из этой суммы (постановление Пятнадцатого ААС от 17.09.2014 N 15АП-10269/14).


III. Направление уведомления о зачете или удержании

Реализация условия договора (контракта) об удержании суммы неустойки из цены, подлежащей уплате должнику, или из средств, внесенных на счет заказчика в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, как и в случае зачета встречных однородных требований (ст. 410 ГК РФ), предполагает наличие волеизъявления.

Для зачета достаточно заявления одной стороны (ст. 410 ГК РФ).

Как уже было указано выше, учреждение-заказчик может, а в ряде случаев обязано (см., например, ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств направить требование об уплате неустоек. Однако это требование никак не ограничивает заказчика в реализации его права на прекращение обязательства зачетом или на удержание из цены товара, подлежащей уплате поставщику, суммы неустойки, начисленной за нарушение условий договора (контракта), в случае, если такое право заказчика предусмотрено контрактом.

Соответственно, одновременно с требованием об уплате неустойки заказчик может направить поставщику заявление о зачете или уведомление об удержании суммы этой неустойки из цены контракта или средств, внесенных на счет заказчика в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Указанные требование и заявление (уведомление) могут быть выражены и в одном документе, например в соответствующем письме.


IV. Оформление двустороннего документа

Для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65).

Удержание суммы неустойки из цены, подлежащей уплате должнику, также возможно только в том случае, если должник осведомлен о реализации кредитором своего права на удержание неустойки (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).

Для удержания суммы неустойки из средств, внесенных на счет заказчика в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, требуется признание поставщиком (подрядчиком, исполнителем) размера штрафных санкций.

Кроме того, из содержания п. 3 ст. 250, пп. 13 п. 1 ст. 265, пп. 4 п. 4 ст. 271, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ следует, что для признания в целях налогообложения прибыли доходов (расходов) в виде суммы неустойки желательно "зафиксировать" дату признания неустойки должником.


Учитывая приведенные выше обстоятельства, для отражения начисления неустойки в бухгалтерском и налоговом учете желательно оформлять двусторонний акт (иной аналогичный документ), в котором обе стороны укажут необходимые сведения (см., в частности, письма Минфина России от 02.07.2012 N 02-11-08/2474, от 04.09.2012 N 02-06-10/3525, УФНС России по г. Москве от 18.03.2008 N 20-12/025119):

- об исполнении обязательства (о принятых результатах исполнения договора (контракта)) и, соответственно, о факте неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств;

- о сумме начисленных неустоек и дате их признания должником.

Требование об оформлении подобного документа может быть предусмотрено непосредственно в договоре (контракте). Он может применяться в качестве первичного документа при условии наличия обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Примечание

Согласно ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на июнь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения