Энциклопедия решений. Счет 10 "Обеспечение исполнения обязательств" (для бюджетной сферы)

Счет 10 "Обеспечение исполнения обязательств" (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Способы обеспечения обязательств регулируются главой 23 ГК РФ "Обеспечение исполнения обязательств". В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться:

- неустойкой;

- залогом;

- удержанием вещи должника;

- поручительством;

- независимой гарантией;

- задатком;

- обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.


Согласно п. 351 Инструкции N 157н имущество (залог) и иные виды обеспечения исполнения обязательств (поручительство, банковская гарантия и т.д.) подлежат учету на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств".

Исключение составляют денежные средства, полученные учреждением в качестве залога.


Например: Получение в качестве залога денежных средств должно отражаться в учете учреждений госсектора как операции со средствами, находящимися во временном распоряжении.


На практике инструмент обеспечения исполнения иных видов обязательств чаще всего используется госучреждениями в рамках действия Федерального закона N 44-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 44 при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией (письмо Минэкономразвития РФ от 15.10.2014 N Д28и-2099).

Также предоставлением банковской гарантии, в соответствии со ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ, может обеспечиваться исполнение контракта. При этом срок действия банковской гарантии, обеспечивающей исполнение основного обязательства по контракту, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (письмо Минфина России от 02.07.2014 N 02-02-07/32132).

Кроме того, в силу п. 3 ст. 93.2 БК РФ банковские гарантии, залог и поручительство, а также государственные или муниципальные гарантии, могут выступать в качестве обеспечений бюджетных кредитов.

Внимание

С 01.06.2015 понятие "банковская гарантия" заменено понятием "независимая гарантия", которую могут выдавать не только банки (кредитные организации), но и коммерческие организации (ст. 368 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ). На сегодняшний день соответствующие поправки в Федеральный закон N 44-ФЗ не внесены.

Принятие к забалансовому учету имущества и иных видов обеспечения обязательств осуществляется на основании оправдательных первичных учетных документов в сумме обязательства, в обеспечении которого получено имущество.

При исполнении обеспечения, исполнения обязательства, в отношении которого было получено обеспечение, осуществляется списание сумм обеспечений с забалансового счета.

Например, обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" датой предоставления банковской гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" (отражение по счету со знаком "минус") отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия (датой исполнения контрагентом обязательств, обеспеченных гарантией или датой исполнения гарантом требований бенефициара об уплате денежной суммы в связи с нарушением принципалом обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия) (письма Минфина России от 27.03.2013 N 02-06-10/9654, от 27.06.2014 N 02-07-07/31342).

Аналитический учет по счету 10 "Обеспечение исполнения обязательств" ведется в Многографной карточке в разрезе обязательств по видам имущества (обеспечения), его количеству, местам его хранения, а также обязательствам, в обеспечение которых они поступили (п. 352 Инструкции N 157н).

Пример

По результатам проведенного конкурса муниципальным учреждением заключен контракт на поставку оборудования для учебных аудиторий стоимостью 200 000 руб. Обеспечение исполнения обязательств по договору победителем конкурса осуществляется в форме предоставления банковской гарантии в размере стоимости оборудования. Гарантия предоставлена банком 15.11.2015 Поставка оборудования произведена в соответствии с установленными сроками 25.12.2015.

В бухгалтерском учете были оформлены следующие записи:


Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

15 ноября

Получена банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту

Увеличение 10

(счет аналитического учета "Банковская гарантия")


200 000,00

25 декабря

Поступило учебное оборудование от поставщика

0 106 Х1 310*(1)

0 302 31 730

(0 302 31 000)

200 000,00

Списана с учета сумма обеспечения в связи с исполнением поставщиком своих обязательств по контракту


Уменьшение 10

(счет аналитического учета "Банковская гарантия")

200 000,00

______________________________

*(1) Если в разрядах 22 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт