• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Бюджетная отчетность. Пояснительная записка (ф. 0503160)

Бюджетная отчетность. Пояснительная записка (ф. 0503160)

Единый порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н).

Пояснительная записка (ф. 0503160) (далее - Пояснительная записка) является одной из форм бюджетной отчетности (п. 11.1 Инструкции N 191н). Она состоит из текстовой (описательной) части и Таблиц (Приложений), которые оформляются в виде приложений к Пояснительной записке (п. 151 Инструкции N 191н).

Так, в состав Пояснительной записки включаются следующие формы:

1. Сведения об основных направлениях деятельности (Таблица N 1).

2. Сведения о количестве подведомственных участников бюджетного процесса, учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий (ф. 0503161).

3. Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств (Таблица N 2).

4. Сведения о результатах деятельности (ф. 0503162).

5. Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете (Таблица N 3).

6. Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств (ф. 0503163).

7. Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164).

8. Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166).

9. Сведения о целевых иностранных кредитах (ф. 0503167).

10. Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168).

11. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).

12. Сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171).

13. Сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (ф. 0503172).

14. Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).

15. Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175).

16. Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178).

17. Сведения об особенностях ведения бюджетного учета (Таблица N 4).

18. Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Таблица N 5).

19. Сведения о проведении инвентаризаций (Таблица N 6).

20. Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296).

21. Сведения о результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (Таблица N 7).

22. Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177).

Конкретный перечень таблиц и приложений, формируемых в составе Пояснительной записки, зависит от срока представления (месячная, квартальная, годовая). Так, при составлении годовой бюджетной отчетности Пояснительная записка формируется в полном объеме, то есть со всеми Таблицами (Приложениями) имеющими числовые значения.

Отметим, что удаление (изъятие) отдельных строк в утвержденных формах отчетности, в том числе в Таблицах (Приложениях) недопустимо.

Внимание

В случае, если все показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется, информация о чем подлежит отражению в пятом разделе Пояснительной записки (п.п. 8, 152 Инструкции N 191н).

Например, в текстовой части Пояснительной записки может быть указана фраза: "В связи с отсутствием показателей не заполнены Сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (ф. 0503172)".

В целях установления единообразного подхода к раскрытию информации о бюджетной отчетности Инструкцией N 191н регламентирован порядок составления текстовой части Пояснительной записки. Так, Пояснительная записка строго должна состоять из пяти разделов. При этом п. 152 Инструкции N 191н формализован порядок раскрытия информации каждого из разделов.

Раскрытие информации в текстовой части Пояснительной записки в порядке, отличном от установленного Инструкцией N 191н, может послужить основанием для предъявления претензий со стороны органов финконтроля.

Кроме информации, четко определенной Инструкцией N 191н, в текстовой части Пояснительной записки следует изложить и иную информацию, не нашедшую отражения в Таблицах (Приложениях), но оказавшую существенное влияние на результаты деятельности учреждения, а также информацию, характеризующую его организационную структуру за отчетный период.

В текстовой части Пояснительной записки указываются причины наличия допустимых отклонений от контрольных соотношений к показателям отчетности, установленных Федеральным казначейством (иным уполномоченным органом).

Описание информации, которая четко не определена Инструкцией N 191н, отражается непосредственно в тех разделах, к которым относится такая информация по своей сути (исходя из названия разделов).

Отметим, что Пояснительная записка должна содержать анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году (п. 4 ст. 264.1 БК РФ).

Пояснительная записка оформляется субъектом бюджетной отчетности с периодичностью, установленной для Таблиц (Приложений) из состава Пояснительной записки. При этом в составе месячной отчетности текстовая часть Пояснительной записки подлежит формированию при необходимости пояснения отдельных показателей месячной бюджетной отчетности (п. 151 Инструкции N 191н).

Внимание

При формировании текстовой части Пояснительной записки следует обращать внимание на дополнительные требования (рекомендации), которые могут быть доведены отдельными письмами Минфина России, Федерального казначейства (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований). Также какие-либо дополнительные требования по раскрытию информации в текстовой части Пояснительной записки могут быть установлены ГРБС (РБС).

Например, как правило, для федеральных учреждений Минфином России и Федеральным казначейством подготавливаются совместные письма об особенностях составления и представления месячной (квартальной, годовой) бюджетной отчетности, в том числе сводной. В таких письмах в том числе определяется необходимость и порядок раскрытия той или иной дополнительной информации в текстовой части Пояснительной записки (см., например, письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, от 02.02.2017 N 02-07-07/5671 и N 07-04-05/02-121, от 17.02.2017 NN 02-06-07/10292, 07-04-05/02-174).

Таким образом, вся информация, оказавшая существенное влияние на характеристики исполнения бюджета, в том числе показатели бюджетной отчетности, показатели деятельности субъекта бюджетной отчетности, не вошедшие в формализованную структуру, указываются дополнительно в текстовой части Пояснительной записки (см. письмо Минфина России от 22.07.2016 N 02-06-10/43336).

При описании показателей соответствующих форм отчетности в текстовой части Пояснительной записки очень часто приходится приводить цифровые показатели, в том числе процентные соотношения, анализ данных по отношению к прошлым отчетным периодам. Обратите внимание, что расхождений между цифровыми показателями, отраженными в текстовой части Пояснительной записки, с показателями, отраженными в формах отчетности, не должно быть.

В Пояснительной записке следует отразить информацию о событиях после отчетной даты, в том числе и об обнаруженных учреждением после окончания финансового года ошибках, которые имели отношение к отчетному периоду. Раскрывается информация в том разделе, в котором непосредственно представлено описание измененных форм.

На практике часто бывают случаи, когда первичные учетные документы поступают в учреждение слишком поздно, и внести соответствующие изменения, пересчитать все формы отчетности, не нарушив установленный срок представления отчетности, уже не возможно. Подобная ситуация может возникнуть и с обнаружением ошибки в учете.

В таких случаях для соблюдения сроков представления бюджетной отчетности информация о событии после отчетной даты (в том числе об обнаруженной ошибке) не используется при ее формировании, а раскрывается в текстовой части Пояснительной записки (абз. 7 п. 3 Инструкции N 157н).

Вместе с тем по согласованию с ГРБС (финансовым органом) учреждение имеет право внести соответствующие изменения в представленную отчетность до момента ее утверждения. Информация об изменении показателей отчетности с указанием причин подлежит раскрытию в текстовой части Пояснительной записки, представляемой в составе уточненной бюджетной отчетности (абз. 5 п. 18 Инструкции N 157н).

Согласно п. 4 Инструкции N 191н бюджетная отчетность представляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, органом казначейства и органом, осуществляющим кассовое обслуживание, с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отметим, что п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Данное требование в полной мере распространяется и на Пояснительную записку как на текстовую часть, так и на все приложения к ней.

Отметим, что Инструкция 191н не содержит прямых норм по определению существенности влияния на результаты деятельности показателей информации, не вошедшей в формализованную структуру. Подобные критерии существенности определяются самим субъектом бюджетной отчетности с учетом влияния раскрываемой информации на оценку пользователями отчетности результата деятельности учреждения.

Главные администраторы средств федерального бюджета, представляющие отдельные формы сводной отчетности по сведениям, содержащим государственную тайну, в Пояснительной записке, к ним указывают только ту информацию, которая непосредственно касается сведений, содержащих государственную тайну.

Иная информация, в том числе о перечне отчетов (сведений), предоставляемых с учетом требований об ограничении раскрытия информации, а также о перечне не представленных форм отчетов (сведений) в связи с отсутствием в них показателей, подлежит отражению в Пояснительной записке, представляемой в составе годовой отчетности, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну

Пояснительная записка подписывается руководителем учреждения, руководителем планово - экономической службы и главным бухгалтером.

В случае централизации бухгалтерского учета Пояснительная записка подписывается руководителем централизованной бухгалтерии и исполнителем.


Рекомендации по заполнению разделов Пояснительной записки к годовой бюджетной отчетности


Раздел 1 "Организационная структура субъекта бюджетной отчетности"


Текстовая часть Пояснительной записки может начинаться с указания полного и сокращенного наименования учреждения, его юридического, почтового адреса, организационно-правовой формы. Также могут быть приведены сведения о главном распорядителе бюджетных средств (распорядителе бюджетных средств), об источниках финансирования деятельности учреждения.

Далее отражаются сведения об основных направлениях деятельности (Таблица N 1). Если в Таблице N 1 приведена полная информация, то учреждению достаточно будет написать об этом в текстовой части Пояснительной записки, например может быть указана следующая фраза: "Сведения об основных направления деятельности отражены в Таблице N 1, представленной в составе отчетности (Приложение к Пояснительной записке)".

В случае если в Таблице N 1 информация заполнена не в полном объеме, со значительными сокращениями и т.п., то все существенные моменты, не отраженные в табличной части, необходимо раскрыть в разделе 1 текстовой части Пояснительной записки.

Так должна быть раскрыта информация, характеризующая цели деятельности учреждения, а также вытекающие из них направления деятельности (функции) с кратким обоснованием соответствия целей и направлений деятельности (функций) учреждения его учредительным документам либо положениям о соответствующих органах власти.

Затем отражается информация о количестве подведомственных учреждений. Если в табличной части ф. 0503161 приведена полная информация, то учреждение в текстовой части может написать следующее: "Сведения о количестве подведомственных участников бюджетного процесса, учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий представлены в составе отчетности - форма 0503161 (Приложение к Пояснительной записке)".

В случае количественного изменения подведомственных учреждений в течение отчетного периода (увеличение, уменьшение) причины изменений описываются в данном разделе.

Примечание

Данные, отраженные в форме 0503161, должны соответствовать информации, размещенной на официальных сайтах и информационных системах соответствующих органов государственной власти, уполномоченных на их формирование и ведение (например, данным Единого государственного реестра юридических лиц).

В текстовой части 1 раздела Пояснительной записки также следует отразить информацию:

- о наличии филиалов (обособленных подразделений) учреждения по состоянию на отчетную дату с указанием причин, произошедших в течении отчетного периода изменений количества филиалов (обособленных подразделений);

- об изменении состава бюджетных полномочий получателей, распорядителей бюджетных средств, находящихся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также администраторов, находящихся в ведении главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов доходов бюджета.

Кроме того, в данном разделе Пояснительной записки раскрывается и иная информация об организационной структуре учреждения, оказавшая существенное влияние на его деятельность и характеризующая организационную структуру субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, а также информация необходимая к отражению в данном разделе по требованию Минфина России, Федерального казначейства (соответствующего финансового органа), ГРБС (РБС).

Раздел 2 "Результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности"


В данном разделе приводится описание сведений о мерах, принятых учреждением по повышению эффективности расходования бюджетных средств. В текстовой части Пояснительной записки может быть, например, указано: "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств, представлены в Таблице N 2 (Приложение к Пояснительной записке)". Вместе с тем если в таблице указана не вся существенная информация, то в текстовой части данного раздела Пояснительной записки даются дополнительные разъяснения. То есть раскрывается информация, не вошедшая в табличную часть, но имеющая важное значение, в частности, характеризующая меры по повышению эффективности расходования бюджетных средств, проводимые учреждением на основании организационно-распорядительных документов.

В частности, может быть отражено, каким образом учреждение осуществляет контроль за расходами при использовании служебного транспорта, по услугам связи (телефонные переговоры, сотовая связь), потреблением энергоресурсов и т.д. Также может быть раскрыта информация об эффективности применения конкурентных способов заключения контрактов в рамках исполнения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), полученных положительных экономических результатах и т.д.

Далее дается пояснение о результатах деятельности учреждения в отчетном периоде. При этом указывается, что Сведения о результатах деятельности отражены в форме 0503162 (Приложение к Пояснительной записке).

Кроме того, в текстовой части приводится анализ достижения запланированных результатов деятельности учреждения, желательно показать сопоставление с аналогичными результатами, достигнутыми в прошлом отчетном периоде. При этом качественные результаты деятельности или исполнения конкретных мероприятий (целевых статей расходов бюджета) отражаются кратко, емко.

В текстовой части также приводится информация о ресурсах, используемых для достижения показателей результативности деятельности учреждения. Так, необходимо указать информацию о штатной и фактической численности работников на начало и конец отчетного периода, описать факторы, повлиявшие на изменения численности, структуры, и т.п. Отражается информация о стоимости имущества учреждения, расходах бюджета. Раскрываются данные об объеме закупок, произведенных учреждением в отчетном периоде в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ. При этом могут быть указаны стоимостные и натуральные показатели о заключенных контрактах (договорах), то есть может быть отражено общее количество заключенных контрактов и общая стоимость. Может быть отражена информация о количестве заключенных контрактов (договоров) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Указать факторы, повлиявшие на увеличение (уменьшение) в отчетном периоде объема закупок. Например, фактором увеличения объема закупок может служить объективная потребность учреждения в товарах, работах, услугах, требуемых для качественного выполнения своих функций (задания), а также необходимость обеспечения комфортных условий труда работников (сотрудников) учреждения и т.п.

На динамике заключения контрактов (договоров) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд учреждения положительно может отразиться выработка практических умений и навыков составления документаций в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, о чем также может быть указано в данном разделе Пояснительной записки.

Целесообразно раскрыть сведения о количестве, сумме и предмете договоров, заключенных в отчетном году, но для целей финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом.

В разделе 2 Пояснительной записки приводится информация в части показателей результатов исполнения государственных программ РФ (непрограммных статей расходов) в разрезе мероприятий соответствующих подпрограмм.

Также в данном разделе Пояснительной записки необходимо отразить информацию:

- об эффективности использования основных средств в деятельности учреждения;

- о техническом состоянии основных средств учреждения. Приводится краткая характеристика комплектности. Обобщаются сведения об основных средствах, находящихся в неудовлетворительном состоянии, с указанием мер, принятых в отношении таких основных средств (например, планируются ремонтные работы, подготовлены документы на списание и т.п.);

- о порядке обеспечения имуществом учреждения (централизованные поставки, покупка, безвозмездное получение и т.п.). Приводятся сведения о своевременности поступления материальных запасов. Указывается информация о соответствия величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них;

- об обеспечении сохранности имущества в учреждении и его структурных подразделениях. Например, может быть указано, что сохранность имущества в учреждении обеспечивается посредством их закрепления за материально-ответственными лицами и своевременным проведением инвентаризации имущества. Описываются основные мероприятия, проводимые учреждением с целью улучшения состояния и сохранности основных средств.

Также в данном разделе раскрывается информация о мерах по повышению квалификации и переподготовке специалистов. При этом целесообразно отразить не только общее количество работников, прошедших обучение, но и указать направления (программы), по которым проводилось обучение. Приводятся сведения о формировании кадрового резерва в учреждении.

Кроме того, в данном разделе отражается иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая результаты деятельности учреждения за отчетный период, а также информация, необходимая к отражению в данном разделе по требованию Минфина России, Федерального казначейства (соответствующего финансового органа), ГРБС (РБС).


Раздел 3 "Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности"


В данном разделе необходимо отразить информацию об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете. При этом если в табличной части приведена полная информация, то учреждению достаточно в текстовой части указать об этом, например: "Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете приведены в Таблица N 3 (приложение к Пояснительной записке) в составе отчетности".

Далее раскрывается информация об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, не нашедшая отражения в форме 0503163 "Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств" (далее - Сведения (ф. 0503163). Сведения (ф. 0503163) формируются исключительно ГРБС и представляются в составе сводной отчетности ГРБС (п. 1.9.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120). Более полно может быть раскрыта информация о причинах внесенных в бюджетную роспись изменений с указанием ссылок на решения о бюджете.

Примечание

Сводные Сведения (ф. 0503163) содержат информацию о внесении изменений в бюджетную роспись главных распорядителей бюджетных средств в соответствии с изменениями, внесенными в сводную бюджетную роспись (письмо Минфина России от 02.09.2016 N 02-06-10/51647).

Далее приводится описание об исполнении бюджета в отчетном периоде. При этом в текстовой части раскрывается информация, не отраженная в форме 0503164 "Сведения об исполнении бюджета". Целесообразно в текстовой части развернуто описать причины отклонения фактически исполненных показателей от плановых назначений, отраженные в гр. 9 ф. 0503164 (в части доходов и в части расходов).

Также указываются показатели по привлечению на единые счета бюджетов средств учреждений (организаций), лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовых органах (в табличной части ф. 0503164 такие данные не отражаются).

Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ отражаются в форме 0503166 в качестве приложения к текстовой части Пояснительной записки. В текстовой части данного раздела Пояснительной записки более подробно раскрывается информация об исполнении целевых программ, подпрограмм, в реализации которых принимал участие субъект бюджетной отчетности в отчетном периоде. Также подлежат описанию мероприятия по непрограммной части. Указываются причины неисполнения уточненной бюджетной росписи за отчетный период. Представляется информация об эффективности использования средств соответствующего бюджета с указанием конкретных результатов в рамках целевых программ в разрезе подпрограмм, а также непрограммной части.

Примечание

В графе 4 отчета "Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ" (ф. 0503166) указывается сумма бюджетных назначений в соответствии с объемом утвержденных уточненной бюджетной росписью средств на реализацию указанных мероприятий.

Далее в текстовой части приводятся подробные сведения о целевых иностранных кредитах, отраженные в форме 0503167, в частности о целях и финансовых результатах использования целевых иностранных кредитов в соответствии с Программой государственных внешних заимствований. В случае если в форме 0503167 указан полный объем информации, то в текстовой части Пояснительной записки следует, например, указать: "Сведения о целевых иностранных кредитах представлены в форме 0503167 (приложение к Пояснительной записке) в составе отчетности".

В текстовой части данного раздела Пояснительной записки должна быть раскрыта информация, характеризующая результаты анализа исполнения текстовых статей закона (решения) о бюджете, касающихся приоритетных национальных проектов и имеющих отношение к деятельности субъекта бюджетной отчетности.

В данном разделе также отражается информация о принятии бюджетных обязательств (денежных обязательств) сверх утвержденного субъекту бюджетной отчетности на финансовый год объема бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.

Дополнительно может быть указана информация о наличии лицевых (расчетных) счетов в учреждении, а также приведен анализ исполнения бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на основании данных, отраженным в форме 0503127. При описании показателей формы 0503127 в целях раскрытия информации может быть указан процент исполнения утвержденных бюджетных назначений, а также причины неисполнения (неполного исполнения). Например, причинами неполного освоения лимитов бюджетных обязательств могут быть:

- признание процедуры проведения аукционов, не состоявшейся в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;

- расторжение контрактов по соглашению сторон либо в связи неисполнением поставщиком обязательств в полном объеме и соответственно неиспользованием планируемого объема товаров, работ (услуг) по договору;

- регламентированные сроки заключения контракта согласно нормам законодательства о контрактной системе;

- экономия по торгам;

- экономия по коду вида расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений" в результате применения норм ч. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (п. 1 ст. 426 НК РФ. С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательные пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются главой 34 "Страховые взносы" НК РФ. С этой даты Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ утрачивает силу).

В случае наличия в учреждении некассовых операций информацию о них также целесообразно привести в данном разделе при описании ф. 0503127.

Кроме того, в данном разделе текстовой части Пояснительной записки отражается иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая результаты исполнения бюджета субъектом бюджетной отчетности за отчетный период, а также информация, необходимая к отражению в данном разделе по требованию Минфина России, Федерального казначейства (соответствующего финансового органа), ГРБС (РБС).

Раздел 4 "Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности"


В данном разделе подлежат описанию следующие формы:

1. Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168).

2. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).

3. Сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171).

4. Сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (ф. 0503172).

5. Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).

6. Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175).

7. Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178).

Если в представленных в качестве приложений формах указана вся информация, то в текстовой части Пояснительной записки достаточно будет написать, что соответствующие формы отчетности представлены в качестве приложений к Пояснительной записке в составе отчетности.

Отметим, что, как правило, подлежащие включению в данный раздел формы требуют дополнительного пояснения в текстовой части.

Так, при описании формы 0503168 целесообразно указать причины увеличения (уменьшения) основных средств с выделением данных по недвижимому имуществу.

Может быть отражен объем нефинансовых активов, полученных в рамках централизованного снабжения. Также раскрыта информация о списанных (переданных) объектах основных средств с кратким указанием причин выбытия объектов.

В случае наличия больших остатков материальных запасов целесообразно представить соответствующие пояснения. Например, наличие остатка материальных запасов может быть обусловлено необходимостью обеспечения бесперебойной работы учреждения и т.п.

Указываются причины наличия на отчетную дату остатков материальных ценностей на забалансовых счетах 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению" и 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".

Целесообразно раскрыть информацию о показателях, отраженных и на других забалансовых счетах.

Приведем один из возможных примеров описания данных, отраженных на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование": "В Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130) и в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) по состоянию на отчетную дату отражено имущество, полученное в пользование на общую сумму ... руб., в том числе:

- имущество, полученное в безвозмездное пользование в сумме ... руб.;

- имущество, полученное в аренду в сумме ... руб;

- земельные участки, права постоянного бессрочного пользования, на которые у учреждения не оформлены в сумме ... руб.".

Описание данных, отраженных по счету 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение", может быть дано, например, следующим образом: "В учреждении по состоянию на отчетную дату числятся ценности на общую сумму ... руб. В составе данных ценностей учтены активы, принятые на хранение на основании договоров (указать сумму), а также основные средства, списанные с балансового учета, но неутилизированные по состоянию на отчетную дату (указать сумму)".

Более подробно следует остановиться на описании забалансовых счетов 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" и 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами". Указать причины списания дебиторской и кредиторской задолженности с балансового учета. Из общей суммы выделить наиболее существенные суммы списанной задолженности.

Целесообразно привести обобщенную информацию о материальных ценностях, выданных в личное пользование работникам и учтенным на счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)". Например: "В учреждении по состоянию на отчетную дату на забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" учтены материальные запасы, выданные в личное пользование на общую сумму ..... руб. Имущество передается в личное пользование в целях производственной необходимости на основании соответствующих приказов директора учреждения".

Далее раскрывается информация о дебиторской и кредиторской задолженности, отраженная в форме 0503169. Особое внимание при этом следует уделить описанию просроченной задолженности с указанием причин ее образования.

В случае наличия в учреждении дебиторской задолженности по состоянию на отчетную дату, в том числе, возникшей в результате уплаты авансовых платежей контрагентам, переплаты по счетам учета расчетов по заработной плате, налогов и взносов, в текстовой части данного раздела Пояснительной записки следует изложить причины образования задолженности по указанным направлениям. Например, дебиторская задолженность в учреждении может возникнуть по следующим причинам:

"По состоянию на отчетную дату в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) отражена дебиторская задолженность учреждения на общую сумму .........., в том числе:

- по счету 1 206 11 000 в сумме ..... руб.. Задолженность образовалась в результате переплаты заработной платы работнику. Переплата возникла в следствие счетной ошибки при начислении заработной платы за декабрь. Удержание излишне выплаченных средств с работника планируется в следующем отчетном периоде;

- по счету 1 206 21 000 в сумме ...... руб. В соответствии с условиями заключенного контракта (в пределах доведенных ЛБО) в отчетном периоде была произведена предварительная оплата за услуги связи в размере 100%. По состоянию на отчетную дату, а также на момент представления отчетности документы, подтверждающие факт оказания услуг (представляемые в соответствии с условиями контракта), в учреждении не поступили;

1 209 71 000 в сумме ..... руб. Задолженность образовалась в результате недостачи основных средств, выявленной в учреждении (указать дату возникновения задолженности). По факту хищения было возбуждено уголовное дело N ... от .... Уголовное дело находится в стадии расследования".

Также следует подробно описать причины образования остатка на счете 1 205 00 000 "Расчеты по доходам".

Кроме того, необходимо привести информацию о проводимой учреждением работы в части сокращения дебиторской задолженности, указать причины резкого увеличения задолженности по сравнению с прошлым отчетным периодом и т.д.

Наличие просроченной задолженности может быть связано с рядом причин, пояснение которых следует привести в текстовой части данного раздела Пояснительной записки. Приведем пример: "В учреждении по состоянию на отчетную дату числится просроченная дебиторская задолженность в сумме ...... руб., в том числе по следующим счетам бюджетного учета:

1 209 30 000 - в сумме ..... руб. Задолженность образовалась в результате неисполнения работ по заключенному контракту (капитальный ремонт административного здания). На основании условий контракта учреждением было произведено перечисление авансового платежа в размере 30% от суммы контракта. Подрядчиком не выполнены условия контракта. Задолженность подлежит взысканию с подрядчика на основании исполнительного листа N ... от ... По состоянию на отчетную дату исполнительный лист находится в исполнительном производстве у судебных приставов".

Также в текстовой части Пояснительной записки следует раскрыть информацию о наличии кредиторской задолженности по состоянию на отчетную дату. Приведем один из возможных примеров описания подобной ситуации: "В Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503169) по состоянию на отчетную дату отражена кредиторская задолженность в размере ..... руб., которая носит текущий характер, том числе:

1 302 23 000 - в сумме ..... руб. Задолженность за коммунальные услуги (теплоснабжение) была отражена последним днем отчетного периода на основании предоставленного акта оказанных услуг;

1 303 12 000 - в сумме ..... руб. На основании декларации по налогу на имущество отражена задолженность в бюджетном учете. Срок оплаты задолженности в соответствии с п. 3 ст. 386 НК РФ установлен не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В разделе 4 текстовой части Пояснительной записки необходимо раскрыть информацию об исполнении судебных решений по денежным обязательствам (см., например, письмо Минфина России N 02-07-07/55198, Федерального казначейства N 07-04-05/02-642 от 28.09.2015), а именно:

- информацию о задолженности по исполнительным документам;

- характер задолженности;

- правовое обоснование возникновения задолженности;

- принятые меры по ее устранению.

Показатели кредиторской задолженности, указанные в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) по состоянию на отчетную дату, как правило, должны соответствовать показателям, отраженным в Отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), в качестве неисполненных денежных обязательств (гр. 12 ф. 0503128). Вместе с тем по объективным причинам данное правило не всегда выполнимо. О всех причинах выявленных расхождений следует изложить в разделе 4 текстовой части Пояснительной записки.

В данном разделе также может быть приведено описание данных, Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128). В случае отражения учреждением показателей в графах 6, 8 (ф. 0503128) по строкам, содержащим в графе 3 коды расходов, включающие иные виды расходов бюджета, в текстовой части следует пояснить правовые основания принятия указанных обязательств.

В случае превышения принятых денежных обязательств над показателями принятых бюджетных обязательств причины следует пояснить в текстовой части. Учитывая, что подобное превышение допускается только в части расчетов с ФСС РФ, в текстовой части Пояснительной записки, например, может быть дано пояснение: "Превышение показателей принятых денежных обязательств над показателями принятых бюджетных обязательств в Отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) по виду расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений" обусловлено наличием задолженности территориального органа ФСС РФ перед учреждением. Принятые бюджетные обязательства были уменьшены на суммы подлежащие возмещению (возврату) от территориального органа ФСС РФ".

В графе 9 Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) отражаются показатели по исполнению принятых денежных обязательств, с учетом некассовых операций, поэтому целесообразно в текстовой части Пояснительной записки кратко изложить сведения об объеме некассовых операций, отраженных в отчетном периоде в данной форме.

Также освещается вопрос об отражении в разделе 3 Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) обязательств, относящихся к финансовым годам, следующим за текущим (отчетным) финансовым годом. В текстовой части стоит подчеркнуть о соответствии принятых на следующие отчетные периоды бюджетных обязательствах доведенным бюджетным назначениям на соответствующие финансовые периоды.

В случае наличия на отчетную дату по итогам финансового года остатков по счетам 1 502 17 000 "Принимаемые обязательства", 1 502 97 000 "Принимаемые обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)",в текстовой части следует раскрыть причины появления таких показателей (со ссылкой на нормы федеральных законов).

Кроме того, раскрывается информация о принятых бюджетных обязательствах по резервам предстоящих расходов (например, указать соответствующие счета аналитического учета счета 1 502 09 000 "Отложенные обязательства" с выделением наиболее существенных сумм по направлениям начисленных резервов, и т.п.). Приведем пример: "В учреждении по состоянию на отчетную дату принято бюджетных обязательств по резервам предстоящих расходов на общую сумму ... руб. В соответствии с утвержденной учетной политикой в учреждении производится начисление резервов предстоящих расходов на следующие цели:

- на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;

- на гарантийный ремонт и (или) гарантийное обслуживание;

- на расходные обязательства, возникающие при реструктуризации деятельности учреждения;

- на расходные обязательства, оспариваемые в судебном и внесудебном порядке;

- по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру из-за отсутствия первичных учетных документов".

Указать более подробно причины о неисполнении принятых обязательств можно при описании формы 0503175. Приведем пример: "По состоянию на отчетную дату в форме 0503175 отражены сведения о принятых и неисполненных обязательствах учреждения, в том числе:

- по счету 1 502 11 221 отражены неисполненные обязательства в сумме ..... руб. Причиной неисполнения послужило то, что бюджетные обязательства были приняты на всю сумму заключенного контракта на отчетный период, но фактически оказано услуг было меньше, чем определено условиями контракта, в связи с отсутствием потребности. На отчетную дату дополнительное соглашение о расторжении контракта не заключено, поэтому ранее принятые бюджетные обязательства неоткорректированы".

В случае наличия в учреждении бюджетных обязательств, принятых сверх утвержденных бюджетных назначений, причины, с указанием документов оснований, необходимо подробно изложить в данном разделе Пояснительной записки при описании ф. 0503175. Такими причинами могут являться поступившие в учреждение судебные решения и исполнительные документы, предписания контрольных органов и др.

В разделе 4 текстовой части Пояснительной записки также следует раскрыть и иную существенную информацию об остатках на счетах бюджетного учета, отраженных в Балансе (ф. 0503130) и других формах отчетности.

Так, необходимо осветить причины наличия остатка по счету 1 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" в Балансе (ф. 0503130) и в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168). Особенно подробно следует описать причины наличия остатка на счете 0 106 10 000 "Вложения в недвижимое имущество учреждения". В том числе указать, что все остатки по незавершенному строительству и капитальным вложениям в объекты недвижимого имущества подтверждены данными инвентаризации. Описать меры, принимаемые учреждением для завершения строительства, введения объекта в эксплуатацию и т.д. Отразить степень готовности объекта. А в случае, если завершение строительства объекта не планируется, в текстовой части Пояснительной записки излагается описание мер по передаче неиспользуемого имущества в казну, другим учреждениям, либо списании такого объекта (Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 17.02.2017 NN 02-06-07/10292, 07-04-05/02-174).

Капитальные вложения, с даты начала формирования которых истекло более 10-ти лет, требуют детальных пояснений о предполагаемых сроках завершения капитальных вложений и (или) иных мерах по завершению строительства.

На федеральном уровне учреждения дополнительно составляют и представляют в установленном порядке Сведения (ф. 0503190), которые составляются по каждому объекту нефинансовых активов, по которым числятся незавершенные капитальные вложения в связи с созданием объекта недвижимости (строительством, реконструкцией, модернизацией (техническим перевооружением) или приобретением.

Может быть описана информация об отражении в строках 624, 625 и 626 Баланса (ф. 0503130) доходов будущих периодов, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов. Описание приводится в структуре кода счета, содержащего код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) (например, 1 401 50 226 "Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги"), сумма показателя на отчетную дату, краткое экономическое содержание показателя.

Приведем пример возможного описания: "В составе расходов будущих периодов на счете 1 401 50 226 отражены расходы по страхованию имущества в сумме .... руб., а также расходы по приобретению неисключительных прав пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов в сумме ......".

Также в текстовой части Пояснительной записки целесообразно раскрыть информацию (в случае наличия показателей), отраженную в формах отчетности 0503371 "Сведения о финансовых вложениях" и 0503372 "Сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах консолидированного бюджета".

В случае изменения остатков валюты баланса, отраженных в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), следует раскрыть информацию о причинах изменений в разрезе счетов бюджетного учета. Причинами таких изменений могут быть: изменение порядка отражения операций на счетах бюджетного учета в связи с изменением нормативных документов, регулирующих ведение учета; проводимая переоценка стоимости основных средств и нематериальных активов; реорганизация учреждения; иные мероприятия, в результате которых происходит реформация остатков по счетам бюджетного учета в балансе учреждения на начало отчетного года по отношению к остаткам на конец предыдущего периода.

В текстовой части данного раздела Пояснительной записки указываются причины образования остатков денежных средств на счетах, открытых получателям бюджетных средств по состоянию на отчетную дату, в кредитных организациях, отраженных в форме 0503178. Раскрываются факторы, оказавшие влияние на размер остатков денежных средств. Например, одним из факторов, повлиявшим на наличие остатка средств на лицевом счете, может являться экономия денежных средств в результате применения конкурентных способов размещения заказов.

Подлежит отражению информация о движении средств во временном распоряжении, в том числе о наличии остатка средств во временном распоряжении на конец отчетного периода.

В текстовой части данного раздела Пояснительной записки раскрывается информация о показателях, отраженных в Справке (ф. 0503110) по соответствующим счетам аналитического учета счетов 1 401 10 171 "Доходы от переоценки активов", 1 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами", 1 401 10 174 "Выпадающие доходы", 1 401 10 180 "Прочие доходы", 1 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами".

Если по результатам отчетного года отражаются незавершенные финансовые вложения (в графе 2 Сведений (ф. 0503171), то причины наличия таких показателей (не нулевых), раскрывается текстовыми пояснениями в Разделе 4 Пояснительной записки.

Кроме того, в данном разделе указывается иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели отчетности учреждения за отчетный период, а также информация, необходимая к отражению в данном разделе по требованию Минфина России, Федерального казначейства (соответствующего финансового органа), ГРБС (РБС).

Раздел 5 "Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности"


В данном разделе Пояснительной записки учреждение может отразить основные нормативные акты (краткий перечень), которыми оно руководствовалось при ведении бюджетного учета и составление отчетности. К таким документам, например, относятся:

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н;

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н;

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н;

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н;

- иные нормативно-правовые акты в области методологии ведения бюджетного учета и составления отчетности.

Также может быть отражен основной перечень документов главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора доходов бюджетов, регулирующих вопросы бюджетного учета и отчетности в системе подведомственных ему получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, администраторов доходов бюджета соответственно.

В разделе 5 подлежит описанию информация отраженная в следующих формах и таблицах:

1. Сведения об особенностях ведения бюджетного учета (Таблица N 4). В текстовой части Пояснительной записки помимо информации раскрытой в Таблице N 4, может быть более детально указаны особенности учета, в частности, отражены мероприятия по организации бюджетного учета в подведомственных учреждениях, организации методических советов. Приведена информация характеризующая использованные в отчетном периоде особенности отражения в бюджетном учете операций с активами и обязательствами учреждения. Раскрыты отраслевые особенности бюджетного учета. При комплексной автоматизации бюджетного учета необходимо в текстовой части Пояснительной записки уточнить, какой программный комплекс используется при ведении учета и составления отчетности учреждения. Указать реквизиты приказа об учетной политике учреждения, в рамках которой утверждены применяемые в бюджетном учете особенности. Отражаются сведения о централизации бюджетного учета.

При описании сведений, отраженных в Таблице N 4, также в текстовой части могут быть приведены корреспонденции счетов бюджетного учета для отражения хозяйственных операций, утвержденные субъектом учета дополнительно к перечню, установленному Инструкцией по бюджетному учету, и имеющими существенное значение при составление отчетности.

2. Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Таблица N 5). В текстовой части Пояснительной записки следует раскрыть информацию, характеризующую результаты проведенных в отчетном периоде мероприятий по внутреннему контролю, не нашедшую отражения в Таблице N 5. Более детально указывается информация о мерах, принятых субъектом бюджетной отчетности по устранению выявленных нарушений, а также информация об их отмене и изменении, в том числе на основании решений, принятых судебными органами. Отражены сведения о мерах, принимаемых в учреждении с целью предотвращения нарушений финансовой дисциплины, ведения бюджетного учета, составления отчетности. Например, в текстовой части Пояснительной записки учреждением может быть отражена информация о проводимых мероприятиях внутриведомственного контроля непосредственно самим учреждением, а также ГРБС (РБС) (данная информация в Таблице N 5 не отражается). Кроме того, приводится описание следующих мероприятий:

- каким образом организовывается последующий контроль в учреждении;

- утверждается ли в учреждении план контрольных мероприятий.

При этом в целях более полного раскрытия информации указывается количество проведенных проверок деятельности учреждения, в том числе филиалов (обособленных подразделений). Отражаются результаты проверок деятельности учреждения, в том числе подведомственных учреждений, с описанием принятых мер по выявленным нарушениям.

Также должна найти отражение информация о выполнении предписаний и представлений контрольных органов, составленных по результатам предыдущих проверок и не исполненных в прошлые отчетные периоды.

3. Сведения о проведении инвентаризаций (Таблица N 6). В текстовой части данного раздела Пояснительной записки может быть более детально раскрыта информация о выявленных недостачах (излишках). В частности, о выявленных фактах хищения, злоупотребления или порчи имущества, в том числе чрезвычайных ситуациях, с указанием мер, принятых субъектом бюджетной отчетности по устранению выявленных расхождений. В текстовой части необходимо описать количество проведенных инвентаризаций в текущем году, выявленные недостачи (излишки), меры, принятые по результатам проведенных инвентаризаций.

При этом, результаты годовой инвентаризации (сверки с соответствующими реестрами), указывающие на необходимость корректировки данных бюджетного учета, полученные после отчетной даты, но до срока представления годовой отчетности, отражаются в годовой бюджетной отчетности как существенное событие после отчетной даты.

4. Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296). В текстовой части Пояснительной записки раскрывается информация о задолженности по исполнительным документам и правовом основании ее возникновения.

5. Сведения о результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (Таблица N 7). В текстовой части Пояснительной записки более подробно освещается информация о выявленных нарушениях в соблюдении финансовой дисциплины, а также правильным ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом информация раскрывается и в отношении подведомственных государственных учреждениях, и принятые по ним меры.

Если в отчетном периоде учреждение Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не проверялось, об этом следует указать в данном разделе Пояснительной записки.

Выявленные в ходе проверки положительные показатели также целесообразно отразить в текстовой части Пояснительной записки.

6. Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177). В текстовой части раскрывается информация о целесообразности произведенных расходов (обеспечение текущей деятельности, техническое перевооружение, иные цели и т.п.).

В разделе 5 текстовой части Пояснительной записки приводится перечень форм отчетности, не включенных в состав бюджетной отчетности за отчетный период согласно абзацу 1 п. 8 Инструкции N 191н ввиду отсутствия числовых значений показателей.

Также в данном разделе отражается иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели деятельности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, не нашедшая отражения в иных разделах Пояснительной записки.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения