Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных и автономных учреждений. Пояснительная записка (ф. 0503760)

Отчетность бюджетных (автономных) учреждений.
Пояснительная записка (ф. 0503760)

Единый порядок составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н).

Пояснительная записка (ф. 0503760) (далее - Пояснительная записка) является одной из форм бухгалтерской отчетности (п. 12 Инструкции N 33н). Она состоит из текстовой (описательной) части и Таблиц (Приложений), которые оформляются в виде приложений к Пояснительной записке (п. 56 Инструкции N 33н).

Так, в состав Пояснительной записки включаются следующие формы:

1. Сведения об основных направлениях деятельности (Таблица N 1).

2. Сведения о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761)

3. Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762).

4. Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766).

5. Сведения об использовании целевых иностранных кредитов (ф. 0503767).

6. Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768).

7. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769).

8. Сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771).

9. Сведения о суммах заимствований (ф. 0503772).

10. Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

11. Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775).

12. Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779).

13. Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295).

14. Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета (Таблица N 4).

15. Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Таблица N 5).

16. Сведения о проведении инвентаризаций (Таблица N 6).

17. Сведения о результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (Таблица N 7).


Конкретный перечень таблиц и приложений, формируемых в составе Пояснительной записки, зависит от срока представления (квартальная, годовая). Так, при составлении годовой бухгалтерской отчетности Пояснительная записка формируется в полном объеме, то есть со всеми Таблицами (Приложениями), имеющими числовые значения.

Отметим, что удаление (изъятие) отдельных строк в утвержденных формах отчетности, в том числе в Таблицах (Приложениях), недопустимо.

Внимание

В случае, если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется, информация о чем подлежит отражению в разделе 5 Пояснительной записки (п.п. 10, 56 Инструкции N 33н).

Например, в текстовой части Пояснительной записки может быть указано: "В связи с отсутствием показателей не заполнены Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766) и Сведения об использовании целевых иностранных кредитов (ф. 0503767)".

В целях установления единообразного подхода к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности Инструкцией N 33н регламентирован порядок составления текстовой части Пояснительной записки. Так, Пояснительная записка строго должна состоять из пяти разделов. При этом п. 56 Инструкции N 33н формализован порядок раскрытия информации каждого из разделов.

Раскрытие информации в текстовой части Пояснительной записки в порядке, отличном от определенного Инструкцией N 33н, может служить основанием для предъявления претензий со стороны проверяющих органов.

Кроме информации, четко определенной Инструкцией N 33н, в текстовой части Пояснительной записки следует изложить и иную информацию, не нашедшую отражения в Таблицах (Приложениях), но оказавшую существенное влияние на результаты деятельности учреждения, а также информацию, характеризующую его организационную структуру за отчетный период.

В текстовой части Пояснительной записки указываются причины наличия допустимых отклонений от контрольных соотношений к показателям отчетности, установленных Федеральным казначейством (иным уполномоченным органом).

Описание информации, которая четко не определена Инструкцией N 33н, осуществляется непосредственно в тех разделах, к которым относится такая информация по своей сути (исходя из наименования разделов).

Отметим, что Пояснительная записка должна содержать сведения о выполнении государственного (муниципального) задания в отчетном финансовом году.

Пояснительная записка оформляется учреждением с периодичностью, установленной для Таблиц (Приложений) из состава Пояснительной записки. При формировании квартальной бухгалтерской отчетности Пояснительная записка включает текстовую часть, Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779), Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769), а также иные сведения, предусмотренные для представления органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п.п. 57, 69 Инструкции N 33н).

Внимание

При формировании текстовой части Пояснительной записки следует обращать внимание на дополнительные требования (рекомендации), которые могут быть доведены отдельными письмами Минфина России, Федерального казначейства (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований). Также какие-либо дополнительные условия по раскрытию информации в текстовой части Пояснительной записки могут быть установлены учредителем.

Например, как правило, для федеральных учреждений Минфином России и Федеральным казначейством направляются совместные письма об особенностях составления и представления годовой (квартальной) отчетности. В таких письмах в том числе определяется и необходимость раскрытия той или иной дополнительной информации в текстовой части Пояснительной записки (см., например, письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, от 02.02.2017 N 02-07-07/5671 и N 07-04-05/02-121, от 17.02.2017 NN 02-06-07/10292, 07-04-05/02-174).

Таким образом, вся информация, оказавшая существенное влияние на характеристики деятельности учреждения, в том числе показатели бухгалтерской отчетности, не вошедшие в формализованную структуру, указываются дополнительно в текстовой части Пояснительной записки.

При описании показателей соответствующих форм отчетности в текстовой части Пояснительной записки очень часто приходится приводить цифровые показатели, в том числе процентные соотношения, анализ данных по отношению к прошлым отчетным периодам. Обратите внимание, что расхождений между цифровыми показателями, отраженными в текстовой части Пояснительной записки, с показателями, отраженными в формах бухгалтерской отчетности, быть не должно.

В Пояснительной записке следует отразить информацию о событиях после отчетной даты, в том числе и об обнаруженных учреждением после окончания финансового года ошибках, которые имели отношение к отчетному периоду. Раскрывается информация в том разделе, в котором непосредственно представлено описание измененных форм.

На практике часто бывают случаи, когда первичные учетные документы поступают в учреждение слишком поздно, и внести соответствующие изменения, пересчитать все формы отчетности, не нарушив установленный срок представления отчетности, уже не возможно. Подобная ситуация может возникнуть и с обнаружением ошибки в учете.

В таких случаях для соблюдения сроков представления бухгалтерской отчетности информация о событии после отчетной даты (в том числе об обнаруженной ошибке) не используется при ее формировании, а раскрывается в текстовой части Пояснительной записки (абз. 7 п. 3 Инструкции N 157н).

Вместе с тем по согласованию с учредителем (финансовым органом) учреждение имеет право внести соответствующие изменения в представленную отчетность до момента ее утверждения. Информация об изменении показателей отчетности с указанием причин подлежит раскрытию в текстовой части Пояснительной записки, представляемой в составе уточненной бухгалтерской отчетности (абз. 5 п. 18 Инструкции N 157н).

Согласно п. 6 Инструкции N 33н бухгалтерская отчетность представляется учреждением на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем (финансовым органом) сроки.

Вместе с тем в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Данное требование в полной мере распространяется и на Пояснительную записку - как на текстовую ее часть, так и на все приложения к ней.

Отметим, что Инструкция N 33н не содержит прямых норм по определению существенности влияния на результаты деятельности информации, не вошедшей в формализованную структуру. Подобные критерии существенности определяются самим учреждением с учетом влияния раскрываемой информации на оценку пользователей отчетности результата деятельности учреждения.

Главные администраторы средств федерального бюджета, представляющие отдельные формы сводной отчетности по сведениям, содержащим государственную тайну, в Пояснительной записке к таким формам указывают только ту информацию, которая непосредственно касается сведений, содержащих государственную тайну.

Иная информация, в том числе о перечне отчетов (сведений), предоставляемых с учетом требований об ограничении раскрытия информации, а также о перечне не представленных форм отчетов (сведений) в связи с отсутствием в них показателей, подлежит отражению в Пояснительной записке, представляемой в составе годовой отчетности, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.

Пояснительная записка подписывается руководителем учреждения, руководителем планово - экономической службы и главным бухгалтером.

В случае централизации бухгалтерского учета Пояснительная записка подписывается руководителем централизованной бухгалтерии и исполнителем.


Рекомендации по заполнению разделов Пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности


Раздел 1 "Организационная структура учреждения"


Текстовая часть Пояснительной записки может начинаться с указания полного и сокращенного наименования учреждения, его юридического, почтового адреса, организационно-правовой формы. Приводятся сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя, о наличии наблюдательного совета (органа управления учреждением) и изменений на протяжении отчетного периода его состава и полномочий.

Информация о произошедших в течение отчетного периода изменений состава полномочий учреждения, в том числе по утверждению планов финансово-хозяйственной деятельности, калькуляций, цен и т.д., приводится в данном разделе Пояснительной записки.

Далее отражаются сведения об основных направлениях деятельности (Таблица N 1). Если в Таблице N 1 приведена полная информация, то учреждению достаточно будет написать об этом в текстовой части Пояснительной записки, например, может быть указана следующая фраза: "Сведения об основных направления деятельности отражены в Таблице N 1, представленной в составе отчетности (Приложение к Пояснительной записке)".

В случае если в Таблице N 1 информация заполнена не в полном объеме, со значительными сокращениями и т.п., то все существенные моменты, не отраженные в табличной части, необходимо раскрыть в разделе 1 текстовой части Пояснительной записки.

Так должна быть раскрыта информация характеризующая цели деятельности учреждения, а также вытекающие из них направления деятельности (функции) с кратким обоснованием соответствия целей и направлений деятельности (функций) учреждения его учредительным документам.

Затем отражается информация о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761). Описываются причины изменений штатной и фактической численности работников обособленных подразделений, произошедшие в отчетном периоде. Если в табличной части ф. 0503761 приведена полная информация, то в текстовой части может быть указано следующее: "Сведения о количестве обособленных подразделений представлены в составе отчетности - форма 0503761 (Приложение к Пояснительной записке)".

В случае изменения количества обособленных подразделений в течение отчетного периода (увеличение, уменьшение) причины изменений приводятся в данном разделе Пояснительной записки.

В данном разделе Пояснительной записки раскрывается и иная информация об организационной структуре учреждения, оказавшая существенное влияние на его деятельность и характеризующая организационную структуру субъекта бухгалтерской отчетности за отчетный период, а также информация, необходимая для отражения в данном разделе по требованию Минфина России, Федерального казначейства (соответствующего финансового органа), учредителя.


Раздел 2 "Результаты деятельности учреждения"


В данном разделе приводится описание результатов деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания, отраженных в форме 0503762.

В текстовой части Пояснительной записки может быть, например, указано: "Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания, представлены в форме 0503762 (Приложение к Пояснительной записке)". Вместе с тем если форме указана не вся существенная информация, то в текстовой части данного раздела Пояснительной записки отражаются дополнительные разъяснения о причинах неисполнения плана. Кроме того, в текстовой части Пояснительной записки указываются причины внесения изменений в отчетном периоде в государственное (муниципальное) задание. Отражаются факторы, повлиявшие на не исполнение или перевыполнение утвержденного задания.

Приводится анализ достижения запланированных результатов деятельности учреждения, желательно показать сопоставление с аналогичными результатами, достигнутыми в прошлом отчетном периоде. При этом качественные результаты деятельности или исполнения конкретных государственных (муниципальных) услуг отражаются кратко, емко. То есть раскрывается информация, не вошедшая в табличную часть, но имеющая важное значение, в частности, характеризующая меры, принятые учреждением в целях выполнения утвержденного задания, а также эффективного расходования средств субсидий.

В текстовой части также приводится информация о ресурсах, используемых для достижения показателей результативности деятельности учреждения. Так, необходимо указать информацию о штатной и фактической численности работников на начало и конец отчетного периода, описать факторы, повлиявшие на изменения численности, структуры и т.п. Отражается информация о стоимости имущества учреждения с выделением стоимости особо ценного движимого имущества.

Раскрываются данные об объеме закупок, произведенных учреждением в отчетном периоде в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). При этом могут быть указаны стоимостные и натуральные показатели заключенных контрактов (договоров), то есть может быть отражено общее количество заключенных контрактов и общая стоимость. Может быть отражена информация о количестве заключенных контрактов (договоров) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Отражается информация об эффективности применения конкурентных способов заключения контрактов в рамках исполнения Законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, полученных положительных экономических результатах и т. д. Указываются факторы, повлиявшие на увеличение (уменьшение) в отчетном периоде объема закупок. Например, фактором увеличения объема закупок может служить объективная потребность учреждения в товарах, работах, услугах, требуемых для качественного и своевременного выполнения задания, а также необходимость обеспечения комфортных условий труда работников учреждения и т.п.

Положительно отразится на динамике заключения контрактов (договоров) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд учреждения может выработка практических умений и навыков составления документации в соответствии с нормами Законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, о чем также может быть указано в данном разделе Пояснительной записки.

Целесообразно раскрыть сведения о количестве, сумме и предмете договоров, заключенных в отчетном году, но для целей финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом.

Также в данном разделе Пояснительной записки необходимо отразить информацию:

- об эффективности использования основных средств в деятельности учреждения;

- о техническом состоянии основных средств учреждения. Приводится краткая характеристика укомплектованности. Обобщаются сведения об основных средствах, находящихся в неудовлетворительном состоянии, с указанием мер, принятых в отношении таких основных средств (например, планируются ремонтные работы, подготовлены документы на списание и т.п.);

- о порядке обеспечения имуществом учреждения, его структурных подразделений, подведомственных учреждению обособленных подразделений (покупка, безвозмездное получение и т.п.);

- о соответствии величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них;

- об основных мероприятиях по улучшению состояния основных средств;

- об обеспечении сохранности имущества в учреждении и его структурных подразделениях. Например, может быть указано, что сохранность объектов имущества в учреждении обеспечивается посредством их закрепления за материально-ответственными лицами и своевременным проведением инвентаризации имущества. Описываются основные мероприятия, проводимые учреждением с целью улучшения состояния и сохранности основных средств.

Также в данном разделе раскрывается информация о мерах по повышению квалификации и переподготовке специалистов. При этом целесообразно отразить не только общее количество работников, прошедших обучение, но и указать направления (программы), по которым проводилось обучение.

Кроме того, в данном разделе отражается иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая результаты деятельности учреждения за отчетный период, а также информация, необходимая для отражения в данном разделе по требованию Минфина России, Федерального казначейства (соответствующего финансового органа), учредителя.


Раздел 3 "Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности"


В данном разделе необходимо отразить информацию об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений. При этом если в табличной части приведена полная информация, то учреждению в текстовой части достаточно указать об этом, например: "Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений приведены в форме 0503766".

Целесообразно в текстовой части развернуто описать причины отклонения фактически исполненных мероприятий от утвержденных плановых назначений.

Далее в текстовой части приводятся подробные сведения об использовании целевых иностранных кредитов, отраженные в форме 0503767, в частности о целях и финансовых результатах использования целевых иностранных кредитов. В случае если в форме 0503767 указан полный объем информации, то в текстовой части Пояснительной записки следует, например, указать: "Сведения о целевых иностранных кредитах представлены в форме 0503767 (приложение к Пояснительной записке) в составе отчетности".

Дополнительно может быть указана информация о наличии лицевых (расчетных) счетов в учреждении, а также приведен анализ исполнения учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности, отраженного в форме 0503737, с указанием причин неисполнения (неполного исполнения) утвержденных плановых назначений в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности).

Например, причинами неполного освоения утвержденных плановых назначений могут быть:

- признание процедуры проведения аукционов не состоявшейся в соответствии с требованиям законодательства о контрактной системе;

- расторжение контрактов по соглашению сторон либо в связи неисполнением поставщиком обязательств в полном объеме и, соответственно, неиспользованием планируемого объема товаров, работ (услуг) по договору;

- регламентированные сроки заключения контракта согласно нормам законодательства о контрактной системе;

- экономия по торгам;

- экономия по коду вида расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений" (129 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов") в результате применения норм п. 3 ст. 421, п. 1 ст. 426 НК РФ (до 01.01.2017 - ч. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

При наличии в учреждении некассовых операций информацию о них также целесообразно привести в данном разделе при описании ф. 0503737. Например, некассовые операции в учреждении могут возникнуть в результате произведенного удержания из заработной платы в счет погашения задолженности по подотчетным суммам и т.п.

Кроме того, в данном разделе текстовой части Пояснительной записки отражается иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая результаты исполнения плана его деятельности в отчетном периоде, а также информация, необходимая для отражения в данном разделе по требованию Минфина России, Федерального казначейства (соответствующего финансового органа), учредителя.

В данном разделе также отражается информация:

- о принятии обязательств (денежных обязательств) сверх утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности;

- о принятых учреждением обязательств (денежных обязательств), исполнение которых предусмотрено в соответствующих годах, следующих за отчетным годом.


Раздел 4 "Анализ показателей отчетности учреждения"


В данном разделе подлежат описанию следующие формы:

1. Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768).

2. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769).

3. Сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771).

4. Сведения о суммах заимствований (ф. 0503772).

5. Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

6. Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775).

7. Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779).

8. Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295).

Если в представленных в качестве приложений формах указана вся информация, то в текстовой части Пояснительной записки достаточно будет написать, что соответствующие формы отчетности представлены в качестве приложений к Пояснительной записке в составе отчетности.

Отметим, что, как правило, подлежащие включению в данный раздел формы требуют дополнительного пояснения в текстовой части.

Так, при описании формы 0503768 целесообразно указать причины увеличения (уменьшения) стоимости основных средств с раскрытием данных по недвижимому имуществу и особо ценному движимому имуществу. Также раскрывается информация о списанных (переданных) объектах основных средств с кратким указанием причин выбытия объектов.

При наличии значительных остатков материальных запасов целесообразно представить соответствующие пояснения. Например, наличие остатка материальных запасов может быть обусловлено необходимостью обеспечения бесперебойной работы учреждения и т.п.

Целесообразно раскрыть существенную информацию о показателях, отраженных на забалансовых счетах.

Приведем один из возможных примеров описания данных, отраженных на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование": "В Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503730) и в Сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) по состоянию на отчетную дату отражена стоимость имущества, полученного в пользование на общую сумму ....... руб., в том числе:

- имущество, полученное в безвозмездное пользование в сумме ....... руб.;

- имущество, полученное в аренду в сумме ....... руб;

- земельные участки, право постоянного бессрочного пользования на которые у учреждения не оформлено, в сумме ...... руб.".

Описание данных, отраженных по счету 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение", может быть дано, например, следующим образом: "В учреждении по состоянию на отчетную дату числятся ценности на общую сумму ...... руб. В составе данных ценностей учтены активы, принятые на хранение на основании договоров (указать сумму), а также основные средства, списанные с балансового учета, но неутилизированные по состоянию на отчетную дату (указать сумму)".

Более подробно следует остановиться на описании забалансовых счетов 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" и 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами", а также указать причины списания дебиторской и кредиторской задолженности с балансового учета, выделив из общей суммы наиболее существенные суммы списанной задолженности.

Целесообразно привести обобщенную информацию о материальных ценностях, выданных в личное пользование работникам и учтенным на счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)". Например: "В учреждении по состоянию на отчетную дату на забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" учтены материальные запасы, выданные в личное пользование на общую сумму ..... руб. Имущество передается в личное пользование ввиду производственной необходимости на основании соответствующих приказов директора учреждения".

Далее раскрывается информация о дебиторской и кредиторской задолженности, отраженная в форме 0503769. Особое внимание при этом следует уделить описанию просроченной задолженности с указанием причин ее образования.

При наличии в учреждении дебиторской задолженности по состоянию на отчетную дату, в том числе, возникшей в результате уплаты авансовых платежей контрагентам, переплат, возникших в рамках расчетов по заработной плате, по уплате налогов и взносов, в текстовой части данного раздела Пояснительной записки следует изложить причины образования задолженности по указанным направлениям. Например, дебиторская задолженность в учреждении может возникнуть по следующим причинам:

"По состоянию на отчетную дату в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) отражена дебиторская задолженность учреждения на общую сумму ............, в том числе:

- по счету 4 206 11 000 в сумме ...... руб. Задолженность образовалась в результате переплаты заработной платы работнику. Переплата возникла в следствии счетной ошибки при начислении заработной платы за декабрь. Удержание излишне выплаченных средств с работника планируется в следующем отчетном периоде;

- по счету 4 206 21 000 в сумме ...... руб. В соответствии с условиями заключенного контракта в отчетном периоде была произведена предварительная оплата за услуги связи в размере 100%. По состоянию на отчетную дату, а также на момент представления отчетности, документы, подтверждающие факт оказания услуг (представляемые в соответствии с условиями контракта) в учреждении не поступили;

- 2 209 71 000 в сумме ...... руб. Задолженность образовалась в результате недостачи основных средств, выявленной в учреждении (указать дату возникновения задолженности). По факту хищения было возбуждено уголовное дело N..... от ...... . Уголовное дело находится в стадии расследования".

Также следует подробно описать причины образования остатка на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам".

Кроме того, необходимо привести информацию о проводимой учреждением работе по сокращению дебиторской задолженности, указать причины резкого увеличения задолженности по сравнению с прошлым отчетным периодом и т. д.

Наличие просроченной задолженности может быть вызвано рядом причин, пояснение которых следует привести в текстовой части данного раздела Пояснительной записки. Приведем пример: "В учреждении по состоянию на отчетную дату числится просроченная дебиторская задолженность в сумме ....... руб., в том числе по следующим счетам бухгалтерского учета:

- 2 209 30 000 - в сумме ...... руб. Задолженность образовалась в результате неисполнения обязательств контрагентом в рамках заключенного договора (поставка материальных запасов). На основании условий договора учреждением было произведено перечисление авансового платежа в размере 30% от общей суммы договора. Поставщиком не выполнены условия договора, товар поставлен не был. Задолженность подлежит взысканию с поставщика на основании исполнительного листа N ..... от ..... По состоянию на отчетную дату исполнительный лист находится в исполнительном производстве у судебных приставов".

Также в текстовой части Пояснительной записки следует раскрыть информацию о наличии кредиторской задолженности по состоянию на отчетную дату. Приведем один из возможных примеров описания подобной ситуации: "В Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) по состоянию на отчетную дату отражена кредиторская задолженность в размере ... руб., которая носит текущий характер, том числе:

4 302 23 000 - в сумме ... руб. Задолженность за коммунальные услуги (теплоснабжение) была отражена последним днем отчетного периода на основании предоставленного акта оказанных услуг;

2 303 12 000 - в сумме ... руб. В соответствии с положениями учетной политики учреждения на основании декларации по налогу на имущество отражена задолженность в бухгалтерском учете. Срок оплаты задолженности в соответствии с п. 3 ст. 386 НК РФ установлен не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Показатели кредиторской задолженности, указанные в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) по состоянию на отчетную дату, как правило, должны соответствовать показателям, отраженным в Отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738) в качестве неисполненных денежных обязательств (гр. 11 ф. 0503738). Вместе с тем, по объективным причинам данное правило не всегда выполнимо. О всех причинах выявленных расхождений следует изложить в разделе 4 текстовой части Пояснительной записки.

В случае превышения принятых денежных обязательств над показателями принятых обязательств причины следует пояснить в текстовой части. Учитывая, что подобное превышение допускается только в части расчетов с ФСС РФ, в текстовой части Пояснительной записки, например, может быть дано пояснение: "Превышение показателей принятых денежных обязательств над показателями принятых обязательств в Отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738) по виду расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений" обусловлено наличием задолженности территориального органа ФСС РФ перед учреждением. Принятые обязательства были уменьшены на суммы, подлежащие возмещению (возврату) от территориального органа ФСС РФ".

В графе 9 Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) отражаются показатели по исполнению принятых денежных обязательств с учетом некассовых операций, поэтому целесообразно в текстовой части Пояснительной записки кратко изложить сведения об объеме некассовых операций, отраженных в отчетном периоде в данной форме.

Также следует осветить вопрос об отражении в разделе 3 Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) обязательств, относящихся к финансовым годам, следующим за текущим (отчетным) финансовым годом. В текстовой части следует указать на соответствие принятых на следующие отчетные периоды обязательствах утвержденным плановым назначениям на соответствующие финансовые периоды.

В случае наличия на отчетную дату по итогам финансового года остатков по счетам 0 502 17 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 97 000 "Принимаемые обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)",в текстовой части следует раскрыть причины появления таких показателей (со ссылкой на нормы федеральных законов).

Кроме того, раскрывается информация о принятых обязательствах по резервам предстоящих расходов (например, указать соответствующие счета аналитического учета счета 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", с выделением наиболее существенных сумм по направлениям начисленных резервов и т.п.). Приведем пример: "В учреждении по состоянию на отчетную дату принято обязательств по резервам предстоящих расходов на общую сумму ... руб. В соответствии с утвержденной учетной политикой в учреждении производится начисление резервов предстоящих расходов на следующие цели:

- на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;

- на предстоящую оплату по требованию покупателей гарантийного ремонта и (или) гарантийного обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

- на расходные обязательства, возникающие при реструктуризации деятельности учреждения;

- на расходные обязательства, оспариваемые в судебном и внесудебном порядке;

- по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру из-за отсутствия первичных учетных документов".

Указать более подробно причины о неисполнении принятых обязательств можно при описании формы 0503775. Приведем пример: "По состоянию на отчетную дату в форме 0503775 отражены сведения о принятых и неисполненных обязательствах учреждения, в том числе:

- по счету 4 502 11 221 отражены неисполненные обязательства в сумме ...... руб. Причинами неисполнения послужило то, что обязательства были приняты на всю сумму заключенного договора на отчетный период, но фактически оказано услуг было меньше, чем определено условиями договора, в связи с отсутствием потребности. На отчетную дату дополнительное соглашение о расторжении договора не заключено, поэтому ранее принятые обязательства не откорректированы".

При наличии в учреждении обязательств, принятых сверх утвержденных плановых назначений, причины с указанием документов оснований необходимо подробно изложить в данном разделе Пояснительной записки при описании ф. 0503775. Такими причинами могут являться поступившие в учреждение судебные решения и исполнительные документы, обязательные для исполнения предписания контрольных органов, и др.

В разделе 4 текстовой части Пояснительной записки также следует раскрыть и иную существенную информацию об остатках на счетах бухгалтерского учета, отраженных в Балансе (ф. 0503730) и других формах отчетности.

Так, необходимо отразить причины наличия показателей по счету 0 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" в Балансе (ф. 0503730) и в Сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768). Особенно подробно следует описать причины наличия остатка на счете 0 106 10 000 "Вложения в недвижимое имущество учреждения", с указанием, что все остатки по незавершенному строительству и капитальным вложениям в объекты недвижимого имущества подтверждены данными инвентаризации. Описать меры, принимаемые учреждением для завершения строительства, введения объекта в эксплуатацию и т.д. Отразить степень готовности объекта. А в случае, если завершение строительства объекта не планируется, в текстовой части Пояснительной записки излагается описание мер по передаче неиспользуемого имущества в казну, другим учреждениям, либо списании такого объекта (Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 17.02.2017 NN 02-06-07/10292, 07-04-05/02-174).

Капитальные вложения, с даты начала формирования которых истекло более 10-ти лет, требуют детальных пояснений о предполагаемых сроках завершения капитальных вложений и (или) иных мерах по завершению строительства.

Может быть описана информация об отражении в строках 624, 625 и 626 Баланса (ф. 0503730) доходов будущих периодов, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов. Описание приводится в структуре кода счета, содержащего код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) (например, 4 401 50 226 "Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги"), сумма показателя на отчетную дату, краткое экономическое содержание показателя.

Приведем пример возможного описания: "В составе расходов будущих периодов на счете 2 401 50 226 отражены расходы по страхованию имущества в сумме .... руб., а также расходы по приобретению неисключительных прав пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов в сумме ......".

Если в течении отчетного периода учреждением осуществлялись операции по временному привлечению денежных средств между источниками финансового обеспечения, в пределах остатка средств на лицевом счете (в кассе) учреждения, то информация о подобных операциях отражается в данном разделе текстовой части Пояснительной записки

В случае, когда до представления отчетности учреждением указанные расчеты не завершены, в пояснениях раскрывается информация о планируемых мероприятиях (сроках и суммах) по завершению расчетов.

В случае изменения остатков валюты баланса, отраженных в Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773), следует пояснить причины изменений в разрезе счетов бухгалтерского учета. Причинами таких изменений могут быть:

- изменение порядка отражения операций на счетах бухгалтерского учета в связи с изменением нормативных документов, регулирующих ведение учета;

- проводимая переоценка стоимости основных средств и нематериальных активов;

- реорганизация учреждения;

- иные мероприятия, в результате которых происходит реформация остатков по счетам бухгалтерского учета в балансе учреждения на начало отчетного года по отношению к остаткам на конец предыдущего периода.

В текстовой части данного раздела Пояснительной записки указываются причины образования остатков денежных средств на лицевых (расчетных) счетах и в кассе учреждения по состоянию на отчетную дату, отраженных в форме 0503779. Раскрываются факторы, оказавшие влияние на размер остатков денежных средств. Например, одним из факторов, повлиявшим на наличие остатка средств на лицевом счете, может являться экономия денежных средств в результате применения конкурентных способов размещения заказов.

Подлежит отражению информация о движении средств во временном распоряжении, в том числе о наличии остатка средств во временном распоряжении на конец отчетного периода.

В текстовой части данного раздела Пояснительной записки раскрывается информация о показателях, отраженных в Справке (ф. 0503710) по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0 401 10 171 "Доходы от переоценки активов", 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами", 0 401 10 174 "Выпадающие доходы", 0 401 10 180 "Прочие доходы", 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами".

Кроме того, в данном разделе указывается иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели отчетности учреждения за отчетный период, а также информация, необходимая для отражения в данном разделе по требованию Минфина России, Федерального казначейства (соответствующего финансового органа), учредителя.

Раздел 5 "Прочие вопросы деятельности учреждения"


В данном разделе Пояснительной записки учреждение может отразить основные нормативные акты (краткий перечень), которыми оно руководствовалось при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности. К таким документам, например, относятся:

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н;

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н или Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н;

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н;

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н;

- иные нормативные правовые акты в области методологии ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Также может быть отражен основной перечень документов учреждения и учредителя, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

В разделе 5 подлежит описанию информация, отраженная в следующих формах и таблицах:


1. Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета (Таблица N 4). В текстовой части Пояснительной записки помимо информации, раскрытой в Таблице N 4, может быть более детально указаны особенности учета, в частности, отражены мероприятия по организации бухгалтерского учета в подведомственных учреждениях (филиалах), организации методических советов. Приведена информация, характеризующая применяемые в отчетном периоде особенности отражения в бухгалтерском учете операций с активами и обязательствами учреждения. Раскрыты отраслевые особенности бухгалтерского учета. При комплексной автоматизации бухгалтерского учета в текстовой части Пояснительной записки необходимо уточнить, какой программный комплекс используется при ведении учета и составления отчетности учреждения. Указать реквизиты приказа об учетной политике учреждения, в рамках которой утверждены применяемые в бухгалтерском учете особенности. Отражаются сведения о централизации бухгалтерского учета.

При описании сведений, отраженных в Таблице N 4, также в текстовой части могут быть приведены корреспонденции счетов бухгалтерского учета, применяемые для отражения хозяйственных операций и утвержденные субъектом учета дополнительно к перечню, установленному Инструкцией по бухгалтерскому учету, и имеющие существенное значение при составление отчетности.

2. Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Таблица N 5). В текстовой части Пояснительной записки следует раскрыть информацию, характеризующую результаты проведенных в отчетном периоде мероприятий по внутреннему контролю, не нашедшую отражения в Таблице N 5. Более детально указывается информация о мерах, принятых учреждением по устранению выявленных нарушений, а также информация об их отмене и изменении, в том числе на основании решений, принятых судебными органами. Отражены сведения о мерах, принимаемых в учреждении с целью предотвращения нарушений финансовой дисциплины, правил ведения бухгалтерского учета, составления отчетности. Например, в текстовой части Пояснительной записки учреждением может быть отражена информация о проводимых мероприятиях внутриведомственного контроля непосредственно самим учреждением, а также учредителем (данная информация в Таблице N 5 не отражается). Кроме того, приводится описание:

- порядка организации последующего контроля в учреждении;

- порядка разработки и утверждения плана контрольных мероприятий.

При этом в целях более полного раскрытия информации указывается количество проведенных проверок деятельности учреждения, в том числе филиалов (обособленных подразделений). Отражаются результаты проверок деятельности учреждения, в том числе подведомственных учреждений, с описание принятых мер по фактам выявленных нарушений.

Также должна найти отражение информация о выполнении предписаний и представлений контрольных органов, полученных учреждением по результатам предыдущих контрольных мероприятий и не исполненных в прошлые отчетные периоды.

3. Сведения о проведении инвентаризаций (Таблица N 6). В текстовой части данного раздела Пояснительной записки может быть более детально раскрыта информация о выявленных недостачах либо неучтенных объектах. В частности, о выявленных фактах хищения, злоупотребления или порчи имущества, в том числе при чрезвычайных ситуациях, с указанием мер, принятых учреждением по устранению выявленных расхождений.

При этом, результаты годовой инвентаризации (сверки с соответствующими реестрами), указывающие на необходимость корректировки данных бухгалтерского учета, полученные после отчетной даты, но до срока представления годовой отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской отчетности как существенное событие после отчетной даты.

4. Сведения о результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (Таблица N 7). В текстовой части Пояснительной записки более подробно отражается информация о выявленных нарушениях в части соблюдения финансовой дисциплины, а также правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом информация раскрывается и в отношении подведомственных учреждений, включая принятые по ним меры.

Если в отчетном периоде в учреждении не проводились контрольные мероприятия Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, об этом также следует указать в данном разделе Пояснительной записки.

Об отсутствии нарушений, замечаний, недостатков по результатам контрольных мероприятий также целесообразно указать в текстовой части Пояснительной записки.

В разделе 5 текстовой части Пояснительной записки приводится перечень форм, не включенных в состав бухгалтерской отчетности за отчетный период согласно абзацу 1 п. 10 Инструкции N 33н, ввиду отсутствия числовых значений показателей.

Также в данном разделе отражается иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели деятельности учреждения за отчетный период, не нашедшая отражения в иных разделах Пояснительной записки.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения