• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Нарушения при ведении бюджетных смет (ст. 15.15.7 КоАП РФ)

Нарушения при ведении бюджетных смет (ст. 15.15.7 КоАП РФ)

Субъекты административной ответственности


Один из составов административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.7 КоАП РФ, - нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет.

Требование о составлении и ведении бюджетной сметы распространяется не только на казенные учреждения, но и на органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, являющиеся получателями бюджетных средств (ст. 162, п. 1 ст. 221 БК РФ, п. 1 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, далее - Общие требования).

Соответственно, субъектами административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.7 КоАП РФ, являются должностные лица получателя бюджетных средств, включая обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета (п. 1 Общих требований).

Нормы ст. 15.15.7 КоАП РФ прямо не указывают на то, что к административной ответственности за нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет может быть привлечен именно главный бухгалтер (лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета).

По общему правилу суд устанавливает лицо, ответственное за соблюдение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, исходя из положений должностных инструкций - именно это является основным аргументом для признания того или иного должностного лица субъектом ответственности в конкретном случае, в том числе в спорных ситуациях (см., например, решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 19.01.2017 по делу N 12-4/2017, постановление мирового судьи судебного участка N 319 Красногорского судебного района Московской области от 17.02.2016 по делу N 5-2/2017).

Из анализа судебной практики следует, что к административной ответственности за нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы может быть привлечен как руководитель получателя бюджетных средств, так и главный бухгалтер (лицо, на которое возложены полномочия по ведению бюджетного учета).

Зачастую основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ именно руководителя является наличие полномочий единоличного исполнительного органа казенного учреждения (решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 13.12.2016 по делу N 12-159/2016, решение Вологодского областного суда от 07.04.2016 по делу N 7-285/2016). В отдельных случаях суды, освобождая руководителя получателя бюджетных средств от ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ ввиду недоказанности его вины, указывают, что установление виновности в правонарушении заключается в установлении конкретных противоправных действий (бездействия) лица, непосредственно их совершившего в объективной действительности и образующих причинную связь с выявленными нарушениями. Одним из аргументов для освобождения руководителя от административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ может служить закрепление обязанности по составлению и ведению бюджетной сметы за главным бухгалтером (см. решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 19.01.2017 по делу N 12-2/2017).

Однако сама по себе передача полномочий по ведению бюджетного учета является основанием исключения вины руководителя, так как не освобождает руководителя от обязанности соблюдения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы (см., в частности, постановление мирового судьи судебного участка N 23 Лузского судебного района Кировской области от 11.04.2016 по делу N 5-298/2016). Так, например, за нарушение порядка ведения бюджетной сметы, выразившееся в несвоевременном внесении изменений в показатели бюджетной сметы при доведении дополнительных лимитов бюджетных обязательств, субъектом административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ может быть признан как руководитель (см. постановления мирового судьи судебного участка N 12 Таганрогского судебного района Ростовской области от 14.02.2017 по делу N 5-78/2017, мирового судьи судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 01.02.2017 по делу N 5-24/2017), так и главный бухгалтер получателя бюджетных средств (см. постановления мирового судьи судебного участка N 59 Нанайского района Хабаровского края от 08.02.2016 по делу N 5-88/2016, мирового судьи судебного участка N 43 г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 11.07.2016 по делу N 5-958/2016).

Кроме того, помимо должностных лиц получателя бюджетных средств в качестве субъекта административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ могут рассматриваться должностные лица ГРБС, допустившие нарушение при утверждении бюджетных смет подведомственным казенным учреждениями, а также при согласовании внесения в бюджетные сметы изменений (см., в частности, решение Ленинского районного суда г. Смоленска Смоленской области от 01.03.2016 по делу N 12-89/2016).

Внимание

Прекращение трудовых отношений с должностным лицом не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности за правонарушение, которое было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (см, например, постановления мирового судьи судебного участка N 36 Сокольского района Вологодской области от 22.02.2017 по делу N 5-67/2017, от 30.01.2017 по делу N 5-66/2017).

Критерии квалификации нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы


В соответствии с п. 1 ст. 221 БК РФ порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы для подведомственных получателей бюджетных средств устанавливает ГРБС в соответствии с Общими требованиями.

При этом отдельные требования к бюджетной смете установлены непосредственно положениями ст. 221 БК РФ, а именно:

- смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия ГРБС, утверждается руководителем этого органа (абзац второй п. 1 ст. 221 БК РФ);

- утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения (п. 2 ст. 221 БК РФ).

Соответственно, в качестве нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы могут быть квалифицированы действия (бездействия) должностных лиц, выразившиеся в несоблюдении:

- положений ст. 221 БК РФ;

- Общих требований;

- порядка, установленного главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с п. 1 ст. 221 БК РФ.


Действие (бездействие), образующее состав нарушения

Акты судебных инстанций

Несоблюдение требований, установленных ст. 221 БК РФ

Отсутствие у получателя бюджетных средств бюджетной сметы

постановление Кемского городского суда Республики Карелия от 26.12.2016 по делу N 5-120/2016

постановления мирового судьи судебного участка N 36 Сокольского района Вологодской области от 30.01.2017 по делу N 5-66/2017, от 22.02.2017 по делу N 5-67/2017

Отсутствие у ГРБС порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы

постановления мирового судьи судебного участка N 319 Красногорского судебного района Московской области от 20.12.2016 по делу N 5-654/2016, от 17.02.2016 по делу N 5-2/2017

Несоответствие показателей бюджетной сметы доведенным ЛБО

решения Аскизского районного суда Республики Хакасия от 19.01.2017 по делу N 12-4/2017, от 19.01.2017 по делу N 12-2/2017

постановление мирового судьи судебного участка N 1 Апатитского судебного района Мурманской области от 16.03.2017 по делу N 5-140/2017

постановление мирового судьи судебного участка N 23 Лузского судебного района Кировской области от 11.04.2016 по делу N 5-298/2016

постановление мирового судьи судебного участка N 55 Комсомольского района Хабаровского края от 01.02.2017 по делу N 5-49/2017

Несоблюдение положений Общих требований

Утверждение бюджетной сметы при отсутствии обоснований (расчетов) плановых сметных показателей

решение Ленинского районного суда г. Смоленска Смоленской области от 01.03.2016 по делу N 12-89/2016

Нарушение сроков утверждения бюджетной сметы и (или) сроков утверждения изменений показателей бюджетной сметы

решение Краснодарского краевого суда от 29.06.2016 по делу N 12-2367/2016

решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 30.03.2016 по делу N 12-181/2016

решение Ленинского районного суда г. Смоленска Смоленской области от 01.03.2016 по делу N 12-89/2016

постановление мирового судьи судебного участка N 12 Таганрогского судебного района Ростовской области от 14.02.2017 по делу N 5-78/2017

постановления мирового судьи судебного участка N 154 Одинцовского судебного района Московской области от 22.02.2017 по делу N 5-68/2017, от 22.02.2017 по делу N 5-69/2017

постановление мирового судьи судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 01.02.2017 по делу N 5-24/2017

постановление мирового судьи судебного участка N 59 Нанайского района Хабаровского края от 08.02.2016 по делу N 5-88/2016

постановление мирового судьи судебного участка N 53 Вяземского района Хабаровского края от 27.12.2016 по делу N 5-1049/2016

постановление мирового судьи судебного участка N 128 Мытищинского судебного района Московской области от 09.03.2017 по делу N 5-60/2017

Несоблюдение требований порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы, определенного ГРБС

Ведение сметы по неустановленной форме

постановление мирового судьи судебного участка N 128 Мытищинского судебного района Московской области от 09.03.2017 по делу N 5-60/2017

постановление мирового судьи судебного участка N 43 г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 11.07.2016 по делу N 5-958/2016

Включение в бюджетную смету неправомерных расходов

решение Вологодского областного суда от 24.11.2016 по делу N 7-936/2016

постановление мирового судьи судебного участка N 53 Вяземского района Хабаровского края от 20.02.2017 по делу N 5-22/2017


Единый подход при квалификации нескольких фактов нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы в качестве одного или нескольких самостоятельных административных правонарушений не выработан. На практике достаточно распространен подход, при котором выявленные контролирующим органом неоднократные нарушения рассматриваются в качестве одного административного правонарушения (см., например, постановления мирового судьи судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 01.02.2017 по делу N 5-24/2017, мирового судьи судебного участка N 23 Лузского судебного района Кировской области от 11.04.2016 по делу N 5-298/2016, мирового судьи судебного участка N 59 Нанайского района Хабаровского края от 08.02.2016 по делу N 5-88/2016). В тоже время, в отдельных случаях судебные инстанции соглашаются с должностными лицами контролирующих органов при квалификации ими в качестве отдельного административного правонарушения по ст. 15.15.7 КоАП РФ каждого из выявленных фактов нарушений порядка ведения бюджетной сметы (см, например, постановления мирового судьи судебного участка N 36 Сокольского района Вологодской области от 22.02.2017 по делу N 5-67/2017, от 30.01.2017 по делу N 5-66/2017, постановления мирового судьи судебного участка N 154 Одинцовского судебного района Московской области от 22.02.2017 по делу N 5-68/2017, от 22.02.2017 по делу N 5-69/2017).



Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения