Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Обжалование постановления по делу о бюджетном административном правонарушении

Обжалование постановления по делу о бюджетном административном правонарушении

Срок подачи жалобы

Жалоба на постановление может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП) (см. постановление Верховного Суда РФ от 21.03.2017 N 18-АД17-7, решения Курганского областного суда от 20.06.2016 N 21-270/2016, Приморского краевого суда от 21.06.2016 N 21-828/2016).

В случае пропуска этого срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

При отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования выносится определение (ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ). Нормами КоАП РФ возможность обжалования такого определения не предусмотрена. Однако оно может быть обжаловано, поскольку исключает возможность дальнейшего движения дела, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту (п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (далее - Постановление N 5).

Вместе с тем, как правило, суды редко восстанавливают пропущенный срок. Учитывая, что надзорная инстанция рассматривает жалобы на вступившие в силу постановления должностных лиц только если они являлись предметом судебной проверки, важно не пропустить срок обжалования.

К сведению: если лицо, в отношении которого вынесено постановление не получило (отказалось от получения) копию постановления под расписку, она должна быть выслана ему по почте заказным отправлением в течение трех дней (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ). Если копия постановления не направлялась, это является уважительной причиной для восстановления срока обжалования постановления в случае его пропуска (см. постановление ВС РФ от 17.04.2017 N 89-АД17-2).

Куда обжалуется постановление о назначении наказания?

Порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело:

1) вынесенное судьей постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд;

2) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

 

Подведомственность

 

а) Обжалование в военный суд.

Военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) постановление, вынесенное органом (должностным лицом), может быть обжаловано в гарнизонный военный суд (п.п. 30, 33 Постановления N 5).

б) Обжалование в арбитражный суд.

Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или ИП, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.

В п. 33 Постановления N 5 дополнительно разъясняется, что в арбитражный суд может обжаловаться постановление, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях. Если же постановление в отношении юридического лица или ИП вынесено судьей суда общей юрисдикции, оно может быть обжаловано в вышестоящий суд общей юрисдикции.

При этом необходимо учитывать, что жалобы юридических лиц и ИП на постановление подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или ИП привлечены к ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда и т.п.

Как показывает анализ судебной практики по ст. 15.14 КоАП РФ за последний год, постановления по правонарушениям, совершенным юридическими лицами, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями и ИП, обжалуются как в арбитражные суды (см например, постановление Верховного Суда РФ от 20.09.2016 N 305-АД16-12083, постановление Одиннадцатого ААС от 27.01.2017 N 11АП-14248/16), так и в суды общей юрисдикции (см, например, постановление Верховного Суда РФ от 15.02.2016 N 74-АД16-1, решение Верховного Суда Республики Крым от 25.10.2016 по делу N 21-579/2016).

в) Обжалование в районный суд.

Осуществляется в иных случаях, когда жалоба не подлежит рассмотрению в арбитражном или военном суде.

 

Территориальная подсудность

 

При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа (п. 30 Постановления N 5).

Подсудность рассмотрения жалоб по делам о правонарушениях военнослужащих, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ судьями военных судов, должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол (абзац 4 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8).

 

Кто может обжаловать?

 

Постановление может быть обжаловано:

лицами, указанными в ст.ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ (лицо, в отношении которого вынесено постановление, потерпевший, законный представитель физлица или юрлица, защитник (представитель), уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ);

должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, в вышестоящий суд, если постановление вынесено судьей (ч. 1.1. ст. 30.1 КоАП РФ). К таким лицам относится любое должностное лицо органа, выявившего правонарушение, и уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы о данных административных правонарушениях (как непосредственно составившее этот протокол, так и его не составлявшее). Однако названные должностные лица не обладают правом на обжалование указанного постановления в порядке надзора (ст. 30.12 КоАП РФ) (п. 10 Постановления N 5).

При этом должностные лица, составившие протокол, не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем в случае необходимости не исключается возможность их вызова в суд для выяснения возникших вопросов (п. 10 Постановления N 5).

 

Порядок подачи жалобы на постановление

 

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ).

При этом некоторые специалисты придерживаются позиции, что жалоба, поданная должностному лицу, которым вынесено постановление по делу, может быть передана им только вышестоящему должностному лицу, а жалоба, поданная в орган, вынесший постановление, передается им только в вышестоящий орган.

Вместе с тем имеется судебная практика, отражающая иной подход: жалоба в суд на постановление должностного лица (органа) может быть подана в порядке ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ через должностное лицо (орган), вынесшее постановление. Иными словами должностное лицо (орган), вынесшее постановление, обязано передать жалобу в суд или вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий орган) - по выбору заявителя (см. определение Свердловского областного суда от 27.05.2015 N 72-532/2015, постановление Новосибирского областного суда от 01.06.2016 N 4А-446/2016).

Пример

В постановлении Санкт-Петербургского городского суда от 09.11.2011 N 4а-1905/11, кроме того, отмечается, что жалобы на постановление, направленные в орган (Комитет ...), которым было вынесено постановление, Комитет обязан был направить со всеми материалами дела в соответствующий суд (Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербург) независимо от того, что жалобы были адресованы в Петроградский и Калининский суды.

Примечание

Выяснение вопроса о соблюдении (несоблюдении) сроков обжалования, о наличии или отсутствии обстоятельств, препятствующих рассмотрению жалобы, о ее принятии или отказе в принятии (возвращении) относится к компетенции суда, правомочного рассматривать жалобу. Судья, рассмотревший дело по существу и вынесший постановление о привлечении лица к административной ответственности (судья, исполняющий его обязанности), не вправе разрешать вопрос о соблюдении (несоблюдении) заявителем требований, предъявляемых КоАП РФ к подаче жалобы на судебный акт вышестоящей инстанции, а также о принятии или отказе в принятии (возвращении) такой жалобы (постановление Верховного Суда РФ от 21.03.2017 N 18-АД17-7).

Кроме того, жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (ч. 3 ст. 30.2 КоАП РФ).

 

Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, она направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ).

Внимание

Следует учитывать, что арбитражные суды в случае установления неподведомственности им дела, как правило, не передают жалобы по подведомственности в порядке ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ, поскольку обжалование постановлений в арбитражном суде согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ осуществляется в соответствии с нормами АПК РФ, которыми не предусмотрена возможность передачи жалобы из арбитражного суда в суд общей юрисдикции по подведомственности (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ) (см. определение Верховного Суда РФ от 05.04.2016 N 303-АД16-2000). В связи с этим имеется риск пропуска срока обжалования.

Примечание

Подлежит восстановлению пропущенный срок обжалования постановления должностного лица по вине суда, вернувшего жалобу заявителю в нарушение ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ, вместо направления ее по подсудности. Отказ в восстановлении срока обжалования является препятствием для реализации права на судебную защиту (постановление Верховного Суда РФ от 10.11.2016 N 5-АД16-236).

На каждое постановление должна быть подана самостоятельная жалоба, т.к. действующее законодательство не предусматривает возможность подачи одной жалобы на несколько постановлений по делам об административных правонарушениях (постановление Новосибирского областного суда от 08.04.2013, постановление Ленинского районного суда г. Смоленска Смоленской области от 27.11.2014 N 12-603/2014).

 

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ, пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

 

Сроки рассмотрения жалобы

 

Жалоба на постановление, поданная в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу, подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Жалоба на постановление, поданная в суд, правомочный рассматривать жалобу, подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

 

Рассмотрение жалобы

 

Жалоба на постановление рассматривается судьей, должностным лицом единолично (ч. 1 ст. 30.6 КоАП рФ).

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).

 

Если при рассмотрении жалобы выясняется, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица, выносится определение о ее передаче на рассмотрение по подведомственности (ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ).

Как рассматривалось выше, по подведомственности арбитражный суд передать не может. При этом арбитражный суд может передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня, если при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности (п. 3 ч. 2 ст. 39 АПК РФ). По результатам рассмотрения вопроса о передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение, которое может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок со дня его вынесения (ч. 3 ст. 39 АПК РФ).

 

По результатам рассмотрения выносится решение, которое должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ (ч.ч. 1, 2 ст. 30.7 КоАП РФ).

Решение по жалобе оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление (ч.ч. 1-2 ст. 30.8 КоАП РФ).

 

Пересмотр решения, принятого по жалобе на постановление

 

Возможность дальнейшего обжалования (в порядке ст. 30.9 КоАП РФ) решений, принятых по жалобе, будет зависеть от того кто изначально рассматривал дело и выносил постановление (п. 33 постановления Пленума ВС РФ N 5):

а) Если дело рассматривалось и постановление выносилось мировым судьей, судьей районного или гарнизонного военного суда, то решение вынесенное вышестоящим судом .по жалобе, поданной в порядке п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, дальнейшему обжалованию не подлежит, поскольку ст. 30.9 КоАП РФ этот случай не предусмотрен. Поэтому такое решение вступает в законную силу немедленно после вынесения (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ) (см. абз. 4-5 п. 33 постановления Пленума ВС РФ N 5). Однако имеется возможность обжалования вступившего в силу решения суда в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.

б) Если дело рассматривалось и постановление выносилось должностным лицом, то решение, вынесенное по жалобе, не является окончательным и может быть обжаловано в суд:

решение, вынесенное вышестоящим должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд, а затем в вышестоящий суд (в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной (флотский) военный суд) (ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ);

решение , вынесенное судьей районного суда, может быть обжаловано лишь в вышестоящий суд (ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ).

 

Подача жалоб в порядке ст. 30.9 КоАП РФ, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные ст.ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ для обжалования (ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ).

 

Жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения (ч. 3 ст. 30.9, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

 

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, вправе обжаловать в вышестоящий суд решение судьи по жалобе на это постановление, в том числе в порядке надзора (ч. 5 ст. 30.9, ч. 4 ст. 30.12 КоАП РФ).

При этом не вступившее в законную силу решение судьи по жалобе на постановление может быть обжаловано только тем должностным лицом, которое вынесло данное постановление. Если это лицо по какой-либо причине (болезнь, командировка, увольнение) не может реализовать свое право на обжалование, данное обстоятельство не препятствует административному органу, от имени которого было вынесено постановление, обратиться с просьбой о принесении протеста на решение суда к прокурору, который вправе реализовать предоставленное ему полномочие принести протест независимо от участия в деле на основании п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ (см. постановление Кировского областного суда от 23.08.2016 N 4А-291/2016).

Органы и должностные лица, вынесшие постановление, не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем при рассмотрении дел, а также по жалобам и протестам на постановления в случае необходимости не исключается возможность их вызова в суд для выяснения возникших вопросов (п. 10 постановления Пленума ВС РФ N 5).

 

Момент вступления в законную силу постановления и (или) решения в случае их обжалования

 

Согласно п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 и информационному письму заместителя Председателя ВС РФ от 20.08.2003 N 1536-7/общ порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело:

- если дело рассматривалось судом (мировым, районным, гарнизонным), то решение, вынесенное вышестоящим судом при обжаловании постановления в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, вступает в силу немедленно и в порядке ст. 30.9 КоАП РФ обжалованию не подлежит. Такое решение в дальнейшем может быть обжаловано только в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.

- если дело рассматривалось должностным лицом, и в порядке ст. 30.1 КоАП РФ обжаловалось в районный (гарнизонный) суд, то возможно дальнейшее обжалование в вышестоящий суд в порядке ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ. Решение вышестоящего суда вступает в силу немедленно и дальнейшему обжалованию в порядке ст. 30.9 КоАП РФ не подлежит.

- если дело рассматривалось должностным лицом, и в порядке ст. 30.1 обжаловалось вышестоящему должностному лицу (органу), и далее в соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ - в районный суд, оно может быть еще раз обжаловано в порядке ст. 30.9 КоАП РФ в вышестоящий суд. Последнее решение вступает в силу немедленно (ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ).

 

Если постановление и (или) решения, подлежащие обжалованию, не обжаловались, они вступают в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Обжалование вступивших в законную силу постановления, решений по результатам рассмотрения жалоб

 

Обжаловать вступившее в силу постановление, решения могут:

- лицо, в отношении которого вынесено постановление, а также лица, указанные в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ;

- прокурор путем принесения протеста (ч.ч. 2-3 ст. 30.12 КоАП РФ). В этой связи он вправе истребовать дело для проверки после вступления постановления или решения в законную силу;

- должностное лицо, вынесшее постановление, может обжаловать решение суда по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление;

- должностное лицо, направившее дело на рассмотрение судье, может обжаловать решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление.

 

Жалоба подается, в суд, полномочный пересматривать такие жалобы:

- верховный суд республики;

- краевой суд;

- областной суд;

- суды городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- суды автономной области и автономных округов;

- Верховный Суд РФ (далее - ВС РФ) (ч. 1 ст. 30.13, ч. 1 ст. 30.14 КоАП РФ).

 

Пересматривать правомочны:

председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов (далее - суды Субъектов РФ) или их заместители;

председатель ВС РФ, его заместители либо по их поручению судья ВС РФ (ч. 2 ст. 30.13 КоАП).

 

Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление, если они были рассмотрены председателями соответствующих судов субъектов РФ или их заместителями (ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ) (решение ВС РФ от 17.12.2014 N 53-ААД14-2).

Вступившие в законную силу постановления судьи гарнизонного военного суда пересматриваются окружными (флотскими) военными судами и Судебной коллегией по делам военнослужащих ВС РФ в соответствии с правилами, установленными КоАП РФ (ч. 5 ст. 30.13 КоАП РФ).

 

Срок подачи жалобы на вступившее в силу постановление и решения КоАП РФ не установлен. Существует мнение, что жалоба по аналогии с ч. 3 ст. 30.9 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ должна быть подана в 10- дневный срок. Однако, как показывает практика, надзорные инстанции принимают к рассмотрению за пределами этого срока (постановление ВС РФ от 07.05.2015 N 5-АД15-11, постановление ВС РФ от 24.12.2015 N 13-АД15-7).

 

2. Жалоба должна содержать:

1) наименование суда, в который она подается;

2) сведения о лице, подавшем жалобу;

3) сведения о других участниках производства;

4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

5) доводы лица, подавшего жалобу, с указанием оснований для пересмотра вступивших в законную силу постановления, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе;

7) подпись лица, подавшего жалобу (ч. 2 ст. 30.14 КоАП РФ).

 

3. К жалобе должны быть приложены:

1) копия постановления по делу об административном правонарушении;

2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;

3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;

4) копии жалобы, число которых соответствует числу других участников производства, указанных в ст. 25.1 - 25.4, 25.11 КоАП РФ (ч. 3 ст. 30.14 КоАП РФ).

 

Не допускается повторная подача жалоб по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (ч. 4 ст. 30.16 КоАП РФ).

 

Основания возврата жалобы:

- несоблюдение заявителем требований к содержанию жалобы, установленных ст. 30.14 КоАП РФ;

- отсутствие копий всех документов, подлежащих приобщению к жалобе, упомянутых в ч. 3 ст. 30.14 КоАП РФ;

- подача повторной жалобы по тем же основаниям, что и первичные. При этом не подлежит возвращению первичная жалоба, поданная по тем же основаниям, что и протест;

- подача жалобы лицами, не указанными в ст. 30.12 КоАП РФ;

- подача жалобы на вступившие в законную силу акты несудебных органов и должностных лиц, которые не являлись предметом судебного рассмотрения (ст. 30.1 КоАП РФ) (абзац 3 п. 34 постановления Пленума ВС РФ N 5). Иными словами постановление должностного лица, которое не являлось предметом судебной проверки, не подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ (см. постановление ВС РФ от 17.04.2017 N 89-АД17-2).

Судья возвращает жалобу с указанием в сопроводительном письме на допущенные нарушения (абзац 2 п. 34 постановления Пленума ВС РФ N 5).

 

Если жалоба или протест приняты к рассмотрению, судья выносит об этом определение и извещает лицо, в отношении которого ведется производство, а также потерпевшего о подаче жалобы (протеста) для того,чтобы указанные лица могли ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения на них (ч.ч. 1-2 ст. 30.15 КоАП РФ). Неизвещение или непредоставление разумного срока для подготовки возражений на поступившую жалобу может являться поводом для отмены постановления (см. постановление ВС РФ от 07.05.2015 N 5-АД15-11).

 

Рассмотрение надзорных жалоб и протестов не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ (абзац 5 п. 34 постановления Пленума ВС РФ N 5).

 

Постановление и решения проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе (протесте), и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу (протест) (ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ). Если у председателя или заместителя председателя суда возникнут сомнения в законности постановления и (или) решения, он вправе истребовать дело для проверки. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ дело может быть проверено в полном объеме.

 

Решение выносится в форме постановления не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд и вступает в законную силу со дня его принятия (ч. 3 ст. 30.16, ч.1 ст. 30.17, ст. 30.19 КоАП РФ). Копия постановления направляется лицу, подавшему жалобу (абзац 7 п. 34 постановления Пленума ВС РФ N 5).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт