Энциклопедия решений. Налогообложение при безвозмездном пользовании у ссудополучателя (для бюджетной сферы)

Налогообложение при безвозмездном пользовании
у ссудополучателя (для госсектора)

НДС у ссудополучателя

 

В обобщенном виде порядок уплаты НДС организациями госсектора при получении имущества в безвозмездное пользование выглядит следующим образом:

 

Организация госсектора - ссудополучатель

Операция

Порядок налогообложения

Орган власти, орган местного самоуправления

Безвозмездное пользование основными средствами, в том числе имуществом казны

Нет объекта обложения НДС

Основание: пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ

Казенное учреждение

Безвозмездное пользование государственным (муниципальным) имуществом

Нет объекта обложения НДС

Основание: пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ

Безвозмездное пользование основными средствами

Нет объекта налогообложения

Основание: пп. 5 п. 2 ст. 146 НК

Компенсация стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг

У ссудополучателя нет оснований для принятия НДС к вычету, так как в общем случае расходы осуществляются в рамках деятельности, которая не является объектом обложения НДС. Кроме того, ссудодатель не является поставщиком коммунальных услуг и отдельно НДС по этим услугам не предъявляет (п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@, письмо Минфина России от 03.03.2006 N 03-04-15/52).

Бюджетное (автономное) учреждение

Безвозмездное пользование государственным (муниципальным) имуществом

Нет объекта обложения НДС

Основание: пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ

Безвозмездное пользование основными средствами

Нет объекта налогообложения

Основание: пп. 5 п. 2 ст. 146 НК

Компенсация стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг

У ссудополучателя нет оснований для принятия НДС к вычету, так как ссудодатель не является поставщиком коммунальных услуг, отдельно НДС по этим услугам ссудополучателю не предъявляет (п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@, письмо Минфина России от 03.03.2006 N 03-04-15/52)

 

Налог на прибыль у ссудополучателя

 

В соответствии с п. 2 ст. 248 НК РФ имущество или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему.

По общим правилам доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ, являются для организации внереализационными доходами (п. 8 ст.250 НК РФ).

На основании пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы у ссудополучателя - организации госсектора доходы в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом. Эта норма применяется при выполнении следующих условий (письма Минфина России от 10.04.2018 N 03-03-06/3/23640, от 30.03.2016 N 03-03-06/3/17832, от 14.08.2015 N 03-03-05/47288, от 16.03.2015 N 03-03-06/4/13788):

- право должно быть получено по решению органа власти (местного самоуправления);

- в пользование предоставлено имущество казны;

- имущество используется на ведение уставной деятельности.

 

Если эти условия не выполняются, то есть имущество получено в безвозмездное пользование от частных организаций, физических лиц, казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также унитарных предприятий, в налоговом учете ссудополучатель признает внереализационный доход в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ. Сумма дохода определяется в размере неуплаченной арендной платы (см. п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98), которая определяется исходя из рыночных цен с учетом ст. 105.3 НК РФ (письма Минфина России от 14.06.2017 N 03-03-07/36870, от 17.02.2016 N 03-03-06/1/8746). При этом обязанность по подтверждению рыночных цен возлагается на получателя имущества. Информация о ценах нужно подтвердить документально или путем проведения независимой оценки.

 

Налог на имущество у ссудополучателя

 

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Объекты учета операционной аренды при безвозмездном пользовании отражаются в соответствии с порядком, предусмотренным для объектов операционной аренды, а объекты учета финансовой аренды при безвозмездном пользовании отражаются в соответствии с порядком, предусмотренным для объектов финансовой аренды (п.п. 27, 28 Стандарта "Аренда").

В случае неоперационной (финансовой) аренды объект имущества выбывает с балансового учета ссудодателя и учитывается на балансе ссудополучателя. Поэтому по основным средствам - объектам финансовой аренды налоговую базу по налогу на имущество определяет ссудополучатель.

При операционной аренде объекты основных средств продолжают учитываться на балансовых счетах ссудодателя. Следовательно, в отношении объектов операционной аренды налог на имущество уплачивает ссудодатель.

 

Подробно об особенностях налога на имущество в организациях госсектора читайте в Энциклопедии решений.

 

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июнь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Ю. Еременко, эксперт