Энциклопедия решений. Повторное совершение административного правонарушения в финансово-бюджетной сфере

Повторное совершение административного правонарушения в финансово-бюджетной сфере

Повторное совершение однородного административного правонарушения является обстоятельством, отягчающими административную ответственность, и учитывается при назначении наказания - в пределах санкции может быть назначено более суровое наказание (ч. 2 ст. 4.1, ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).

Пример

Санкцией ст. 15.15.14 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

При совершении правонарушения впервые может быть применен штраф в минимальном размере - 10 тыс. руб. А если это правонарушение признано совершенным повторно, штраф может быть назначен в большем размере, но не более 30 тыс. руб.

Повторным считается правонарушение, совершенное в период, когда лицо является подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст.4.3 КоАП РФ).

В данном случае важным является понятие однородности правонарушения. Под однородным понимается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5). Таким образом, правонарушение может быть признано совершенным повторно не только в случае совершения аналогичного (такого же) правонарушения, но и правонарушения в той же сфере охраняемых правоотношений.

Составы административных правонарушений в сфере бюджетных правоотношений предусмотрены статьями 15.14 - 15.15.16 КоАП РФ. Соответственно, совершение правонарушения, предусмотренного одной из этих статей, лицом, подвергнутым наказанию по какой-либо из них (не обязательно по той же самой), может быть признано повторным.

Пример

Однородным может быть признано нарушение ГРБС порядка предоставления межбюджетных трансфертов (ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ), если он, считается подвергнутым административному наказанию за нарушение порядка предоставления бюджетных инвестиций (ч. 1 ст. 15.15.4 КоАП РФ).

Внимание

Если повторность предусмотрена в качестве квалифицирующего признака конкретного правонарушения, то повторность правонарушения, предусмотренная ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, не может учитываться как отягчающее ответственность обстоятельство (ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ).

В данном случае речь идет об аналогичных правонарушениях, в отношении повторности которых КоАП РФ установлена специальная ответственность. Так частью 2 ст. 15.15.5-1 и частями 5-7 ст. 15.15.6 КоАП РФ установлена ответственность за повторное совершение правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1-3 этих статей.

 

Правонарушение

Санкция

Санкция за повторное нарушение

Невыполнение государственного (муниципального) задания

предупреждение или штраф на должностных лиц от ста до одной тысячи рублей (ч. 1 ст. 15.15.5-1 КоАП РФ)

штраф на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 15.15.5-1 КоАП РФ)

Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее незначительное искажение показателей этой отчетности или не повлекшее искажения показателей этой отчетности

предупреждение или штраф на должностных лиц от одной тысячи до пяти тысяч рублей (ч. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ)

штраф на должностных лиц от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (ч. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ)

Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление финансовой отчетности, содержащей значительное искажение показателей, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности

штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ)

штраф на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (ч. 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ)

Грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению финансовой отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

штраф на должностных лиц от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ)

штраф на должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ)

 

Поскольку в перечисленных выше случаях повышенная ответственность за повторное нарушение предусмотрена специальными нормами, то, как отмечалось выше, ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ здесь применяться не должна (ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ)., поскольку если применить специальную норму о повторности и ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, ответственность будет ужесточена дважды (см., например, постановление ВС Удмуртской Республики от 17.07.2014 N 4а-320).

 

Важным моментом для установления повторности является срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Данный срок устанавливается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления (ст. 4.6 КоАП РФ). То есть если правонарушение совершено в этот период, оно может быть признано совершенным повторно.

Этот срок применяется для установления повторности как однородных правонарушений, так и аналогичных, для которых КоАП РФ предусмотрены специальные санкции за повторное совершение (см., например, решение Новосибирского облсуда от 12.05.2015 N 7-265/2015).

Пример

1. Постановление о назначении наказания в виде штрафа по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ вступило в силу 05.09.2018 и исполнено 12.09.2018. Новое аналогичное правонарушение совершено 20.03.2019.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо будет считаться подвергнутым административному наказанию по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ с 05.09.2018 (момент вступления в силу постановления) по 11.09.2019 (окончание одного года с момента исполнения). Следовательно, новое аналогичное правонарушение, совершенное 20.03.2019, может быть признано повторным, и ответственность назначена по ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

 

2. Постановление о назначении наказания в виде штрафа по ч. 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ вступило в силу 05.09.2018 и исполнено 12.09.2018. Правонарушение по ч. 3 ст. 15.15.2 КоАП РФ совершено 14.09.2019.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо будет считаться подвергнутым административному наказанию с 05.09.2018 (момент вступления в силу постановления по ч. 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ) по 11.09.2019 (истечение одного года с момента исполнения). Правонарушение по ч. 3 ст. 15.15.2 КоАП РФ совершено 14.09.2019.- за пределами срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ. Следовательно, оно не может быть признано повторным.

Примечание

Правонарушение не является повторным, если оно совершено до вступления в силу постановления за однородное правонарушение (см. постановление ВС РФ от 25.04.2016 N 306-АД15-19553, определение ВС РФ от 06.02.2019 N 304-АД18-24749).

Пример

Постановление о назначении наказания в виде штрафа по ч. 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ вступило в силу 05.09.2018. Правонарушение по ч. 3 ст. 15.15.2 КоАП РФ совершено 04.09.2018.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо будет считаться подвергнутым административному наказанию по ч. 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ начиная с 05.09.2018 (момента вступления в силу постановления). Следовательно, правонарушение по ч. 3 ст. 15.15.2 КоАП РФ, совершенное этим лицом 04.09.2018, не может быть признано повторным.

Решая вопрос о том является ли лицо подвернутым наказанию в момент совершения нового правонарушения, следует исходить из того, что постановление должно быть исполнено в полном объеме. Если же постановление не исполнялось или исполнено не полностью, то по общему правилу указанный выше срок исчисляется с учетом ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, согласно которой постановление о назначении наказания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

То есть если срок исполнения не прерывался, не предоставлялись отсрочка, рассрочка исполнения (ст. 31.5 КоАП РФ), такой срок нужно исчислять следующим образом:

1) два года с момента вступления постановления в законную силу;

2) после чего добавляется один год со дня окончания возможности исполнения соответствующего постановления.

Пример

1. Постановление о назначении наказания в виде штрафа по ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ вступило в силу 05.09.2016 и в течение 2 лет не было исполнено. Новое аналогичное правонарушение совершено 20.03.2019.

Поскольку постановление не исполнено, согласно ст. 4.6 КоАП РФ с учетом ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ лицо будет считаться подвергнутым административному наказанию по ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ с 05.09.2016 по 04.09.2019. Следовательно, аналогичное правонарушение совершенное 20.03.2019 может быть признано повторным, ответственность назначена по ч. 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

 

2. Постановление о назначении штрафа по ч. 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ вступило в силу 05.09.2016 и в течение 2 лет не было исполнено. При этом в постановлении содержалась информация о предоставлении рассрочки уплаты штрафа на три месяца в порядке ч. 2 ст. 35 КоАП РФ. Правонарушение по ч. 3 ст. 15.15.2 КоАП РФ совершено 09.09.2019.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ с учетом ч.ч. 1 и 4 ст. 31.9 КоАП РФ лицо будет считаться подвергнутым административному наказанию по ч. 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ с 05.09.2016 по 04.12.2019 (течение срока давности продлевается на срок рассрочки). Следовательно, правонарушение по ч. 3 ст. 15.15.2 КоАП РФ, совершенное этим лицом, может быть признано повторным.

Признать повторным и применить ч. 2 ст. 15.15.5-1 и ч.ч. 5-7 ст. 15.15.6 КоАП РФ нельзя в случаях, если правонарушение совершено:

- до вступления в силу постановления о назначении наказания по ч. 1 ст. 15.15.5-1 или ч.ч. 1-3 ст. 15.15.6 КоАП РФ;

- по истечении одного года с момента полного исполнения постановления о назначении наказания по ч. 1 ст. 15.15.5-1 или ч.ч. 1-3 ст. 15.15.6 КоАП РФ;

- по истечении трех лет, с момента вступления постановления по ч. 1 ст. 15.15.5-1 или ч.ч. 1-3 ст. 15.15.6 КоАП РФ в силу, если оно не было исполнено и исполнение не прекращалось, не приостанавливалось, не предоставлялись рассрочка, отсрочка (срок давности исполнения 2 года по ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ плюс один год с момента его окончания (ст. 4.6 КоАП РФ).

В этих случаях должны применяться ч. 1 ст. 15.15.5-1 и ч.ч. 1-3 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

 

В ситуации, когда отсутствуют сведения об исполнении наказания в течение двух лет со дня вступления постановления в законную силу, а также отсутствуют сведения о перерыве течения соответствующего срока давности, днем окончания исполнения постановления (независимо от календарной даты, когда судебным приставом-исполнителем принято решение об окончании исполнительного производства) будет являться день, в который истекли два года со дня вступления данного постановления в законную силу. Таким образом, лицо будет считаться подвергнутым соответствующему административному наказанию до истечения одного года с указанного дня (постановление Краснодарского краевого суда от 27.02.2019 N 4А-388/2019).

 

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт