Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Бухгалтерская отчетность при реорганизации (ликвидации) юридического лица

Бухгалтерская отчетность при реорганизации (ликвидации) юридического лица

При прекращении своей деятельности реорганизуемое или ликвидируемое юридическое лицо составляет последнюю (заключительную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В свою очередь возникшее в результате реорганизации юридическое лицо в обязано составить первую (вступительную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч.ч. 3, 6 ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).

В соответствии с п. 8, п. 9 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней устанавливают федеральные стандарты.

Однако в настоящее время соответствующие федеральные стандарты отсутствуют, в связи с чем до их утверждения применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до 1 января 2013 года (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

1. Пунктом 9 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее - Методические Указания) определено, что заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (далее - ПБУ 4/99) и приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н) в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией.

В общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации состоит из (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99, п.п. 1, 2, 4 Приказа N 66н):

бухгалтерского баланса;

отчета о финансовых результатах*(1);

- приложений к ним:

а) отчета об изменениях капитала;

б) отчета о движении денежных средств;

в) отчета о целевом использовании средств*(1);

- иных пояснений.

В составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации вместо отчета о финансовых результатах формируется отчет о целевом использовании средств (ч. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ, п. 6.2 Приказа N 66н).

Финансовое положение реорганизуемой организации по состоянию на отчетную дату характеризует бухгалтерский баланс, а финансовые результаты за отчетный период отражаются в отчете о финансовых результатах (о прибылях и убытках) (п.п. 18, 21 ПБУ 4/99).

Кроме того, п. 47 Методических указаний предусмотрено, что информация о проведенной реорганизации и прекращении деятельности организации может быть раскрыта в пояснениях к заключительной бухгалтерской отчетности организации, прекратившей свое существование.

Таким образом, заключительная бухгалтерская отчетность должна состоять, как минимум, из:

- бухгалтерского баланса;

- отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств);

- необходимых пояснений.

Внимание

Отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств составляются теми реорганизуемыми организациями, которые и ранее в обязательном порядке формировали указанные приложения в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из пп. "б" п. 6 Приказа N 66н, организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства, данные отчеты могут включаться в состав последней бухгалтерской отчетности по необходимости (в случае, если они содержат информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения прекращающей деятельность организации или финансовых результатов её деятельности).

2. Методические указания, как и Закон N 402-ФЗ и ПБУ 4/99, не устанавливают конкретных требований к объему первой бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой возникшим в результате реорганизации юридическим лицом.

Между тем, необходимо отметить, что данные об имуществе, обязательствах и других числовых показателях в первой бухгалтерской (финансовой) отчетности заполняются на дату государственной регистрации юридического лица, возникшего в результате реорганизации (за исключением организаций бюджетной сферы) (ч. 6 ст. 16 Закона N 402-ФЗ, п. 13 Методических указаний).

И совершенно очевидно, что отчет о финансовых результатах, характеризующий финансовые результаты деятельности организации за отчетный период, у нового юридического лица на эту дату не может быть сформирован.

Фактически первая бухгалтерская (финансовая) отчетность фиксирует финансовое положение организации на момент начала осуществления деятельности.

Таким образом, возникшее в результате реорганизации юридическое лицо в качестве первой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязано составить только вступительный бухгалтерский баланс.

В дальнейшем, начиная с даты государственной регистрации, вновь созданная организация составляет и представляет годовую и (или) промежуточную отчетность в общем порядке, установленном законодательством (п. 49 Методических указаний).


3. Состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой при ликвидации, в настоящее время законодательно не определен. Поэтому при её формировании следует руководствоваться общими требованиями с учетом ст. 17 Закона N 402-ФЗ.

Из положений ст. 17 Закона N 402-ФЗ следует, что последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность приравнивается к годовой. Значит, также как и при реорганизации, она должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств) и приложений к ним (ч.ч. 1, 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).

_______________________________________

*(1) Приказом Минфина России от 06.04.2015 N 57н Отчет о прибылях и убытках официально переименован в Отчет о финансовых результатах, Отчет о целевом использовании полученных средств - в Отчет о целевом использовании средств


Темы

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Реорганизация юридического лица

Ликвидация юридического лица


См. также

Подготовка к составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности

Отчетный период, отчетная дата в целях составления бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц

Закрытие счетов бухгалтерского учета при реорганизации юридических лиц

Формирование заключительной бухгалтерской отчетности при реорганизации юридических лиц

Формирование разделительного баланса

Формирование первой (вступительной) отчетности при реорганизации юридических лиц

Отражение уставного капитала в бухгалтерской отчетности организации, возникшей в результате реорганизации

Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса

Раскрытие информации о реорганизации и ликвидации в годовой (промежуточной) бухгалтерской (финансовой) отчетности

Особенности составления бухгалтерской отчетности при сложных формах проведения реорганизации

Налоговая отчетность реорганизуемых юридических лиц

Налоговая отчетность ликвидируемых организаций

Практические ситуации

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность


При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Разумовой, Е. Титовой