• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет приобретения недвижимости

Бухгалтерский учет приобретения недвижимости

В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 объекты недвижимости (здания, сооружения и др.) учитываются в составе основных средств при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01.

К бухгалтерскому учету объекты недвижимости принимаются по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01). Согласно п. 8 ПБУ 6/01, п. 24 Методических указаний N 91н первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Примечание

С 20 июня 2016 года лица, применяющие упрощенный бухучет (это субъекты СМП и некоторые НКО), могут определять первоначальную стоимость основных средств по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при их наличии, если они не учтены в цене) либо в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и пр. (п. 8.1 ПБУ 6/01).

Фактическими затратами на приобретение ОС, в частности, являются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОС;

- невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта ОС;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект ОС;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС.

В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Если понесенные организацией затраты связаны с созданием (приобретением) одновременно нескольких объектов недвижимости (например, земельного участка и строения на нем), в целях определения первоначальной стоимости каждого из объектов величина таких затрат распределяется между ними на основании выбранной и обоснованной базы, например, пропорционально кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельного участка и здания). См. письмо Минфина России от 28.06.2013 N 03-05-05-01/24812.

Согласно п. 23 Методических указаний N 91н, Плану счетов фактические затраты, связанные с приобретением за плату ОС (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов), отражаются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции со счетами учета расчетов. При принятии ОС к бухгалтерскому учету на основании надлежаще оформленных документов фактические затраты, связанные с приобретением ОС, списываются с кредита счета 08 в корреспонденции с дебетом счета 01 "Основные средства".

Если недвижимое имущество приобретается исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, то такое имуществу отражается в бухгалтерском учете на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (п. 5 ПБУ 6/01, см. письмо Минфина России от 08.02.2006 N 03-06-01-04/11).

Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств (п. 52 Методических указаний N 91н). То есть организация не должна дожидаться момента подачи документов на госрегистрацию права собственности на объект недвижимости, а может включать его в состав ОС при условии, что:

- сформирована первоначальная стоимость объекта;

- оформлены первичные документы по приему-передаче объекта;

- объект фактически эксплуатируется (независимо от того, временно или постоянно).


Стоимость приобретенного недвижимого имущества в бухгалтерском учете погашается путем начисления амортизации в течение всего срока полезного использования, начиная с месяца, следующего за месяцем начала его эксплуатации (п. 17 и 21 ПБУ 6/01).

Первичными документами, служащими основанием для принятия объекта недвижимости к учету, являются:

- договор купли-продажи ОС;

- акт приемки-передачи объекта основных средств (п.п. 38, 81 Методических указаний N 91н) (может быть разработан на основе формы ОС-1а, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).

На основании акта о приеме-передаче объекта основных средств открывается инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма может быть разработана на основе формы N ОС-6).

Пример

Организация приобрела по договору купли-продажи здание котельной по цене 1 180 000 руб. (в том числе НДС 180 000 руб.). Здание оплачено полностью в том же периоде. За госрегистрацию уплачена госпошлина 15 000 руб. Согласно учетной политике, основные средства, которые нуждаются в госрегистрации, отражаются на счете 01 субсчет "Основные средства, которые подлежат госрегистрации".

Поступление ОС отражается проводками:


Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

08

60

1 000 000

(1 180 000 - 180 000)

Здание котельной поставлено на баланс организации (без НДС) в качестве капвложений

19

60

180 000

Учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца

68, субсчет "Расчеты по НДС"

19

180 000

НДС принят к вычету

60

51

1 180 000

Здание оплачено продавцу полностью

68, субсчет "Государственная пошлина"

51

15 000

Уплачена госпошлина за госрегистрацию прав на объект недвижимости

08

68, субсчет "Государственная пошлина"

15 000

Госпошлина учтена в балансовой стоимости здания

01, субсчет "Основные средства, которые подлежат госрегистрации"

08

1 015 000

(1 000 000 + 15 000)

Здание котельной учтено на отдельном субсчете


После госрегистрации необходимо сделать записи:


Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

01

01, субсчет "Основные средства, которые подлежат госрегистрации"

1 015 000

Здание котельной переведено в состав основных средств


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность


При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, И. Лазаревой, И. Разумовой, Е. Титовой