Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение порядка или сроков представления статистических данных

Ответственность за нарушение порядка или сроков представления статистических данных

Основными требованиями, предъявляемыми органами государственной статистики при предоставлении респондентами статистической информации, является своевременность предоставления отчетов, их полнота и достоверность.

Нарушение респондентами порядка или сроков представления статистической информации либо предоставление недостоверной статистической информации является основанием для привлечения должностных лиц, организаций, а также индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.19 КоАП РФ (ст. 2.4 КоАП РФ, п. 14 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утв. постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620, далее - Положение N 620).

30 декабря 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2015 N 442-ФЗ, ужесточающий ответственность за нарушение порядка представления статистической информации.

Начиная с указанной даты за непредоставление первичных статистических данных, несвоевременное предоставление этих данных или подачу недостоверных данных административный штраф устанавлен в размере:

- от 10 000 до 20 000 рублей для должностных лиц;

- от 20 000 до 70 000 рублей для юридических лиц.

Повторное совершение указанного деяния обойдется нарушителям еще дороже:

- от 30 000 до 50 000 рублей для должностных лиц;

- от 100 000 до 150 000 рублей для организаций.

Правонарушение считается повторным, если оно совершено в такой момент, когда, с одной стороны, имеется вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания тому же самому лицу по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, а с другой стороны, еще не истек один год со дня оплаты административного штрафа по этому постановлению (см. ст. 4.6 КоАП РФ).

При этом согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ к административной ответственности можно одновременно привлечь и организацию, и виновное должностное лицо.

 

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица (п. 5 Положения N 620). Поэтому субъектами указанного правонарушения являются только те должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, а если такие лица не были назначены - руководитель юридического лица (решения Кировского районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 08.04.2015 по делу N 12-124/2015; Красноярского краевого суда от 20.11.2014 по делу N 7р-554/14, Хабаровского краевого суда от 22.07.2014 по делу N 21-443/2014; Заводского районного суда г. Орла от 30.07.2013 по делу N 12-156/2013). Нахождение такого сотрудника в отпуске в момент сдачи статистической отчетности не освобождает его от ответственности за непредставление сведений (решение Ярославского областного суда от 27.01.2014 по делу N 2-29/2014). Если организацией (или предпринимателем) заключен договор на бухгалтерское обслуживание, то такой привлеченный бухгалтер может являться субъектом ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ, только если этим договором он наделен полномочиями по выполнению организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в части сбора, обработки и предоставления первичных статистических данных (решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.08.2014 по делу N А73-4166/2014).

Ответственность за непредставление статинформации может наступить только в том случае, если формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, во-первых, утверждены в установленном порядке, а во-вторых, доведены органами статистики до сведения лиц, обязанных эти формы заполнять и предоставлять (пп. "б" и "в" п. 2 Положения N 620). Однако это не значит, что органы статистики обязаны вручать бланки статистических отчетов. Доведение до сведения заключается в том, что органы статистики размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, на своих официальных сайтах (абз. 7 п. 4 Положения N 620, решение Курганского областного суда от 29.08.2014 по делу N 21-156/2014). Также по письменному запросу организации (предпринимателя) орган статистики должен бесплатно предоставить бланки форм статнаблюдения (абз. 8 п. 4 Положения N 620). Правовое значение может иметь факт размещения форм статнаблюдения в справочной правовой системе ГАРАНТ и прочих информационно-правовых системах (решение Кировского районного суда г. Ярославля Ярославской области от 26.11.2014 по делу N 12-514/2014, постановление Ленинского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 05.06.2014, решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28.09.2011 по делу N А78-7077/2011).

Нарушение порядка представления информации может выражаться, например, в том, что в орган статистики подана заполненная, но "неактуальная", утратившая силу форма статнаблюдения (решение Томского областного суда от 05.06.2014 по делу N 7-172/2014), или нарушена установленная процедура отправки статданных через интернет (решение Саратовского областного суда от 01.02.2013 по делу N 21-3). В прежней редакции ст. 13.19 КоАП РФ (до 30.12.2015) нарушением порядка предоставления информации признавалось также нарушениие сроков предоставления данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений (решения Ярославского областного суда от 27.01.2014 по делу N 2-29/2014, Челябинского областного суда от 27.05.2015 по делу N 7-432/2015).

Предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками, в том числе с пропусками отдельных строк (п. 6 Положения N 620, решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 10.06.2015 по делу N 12-249/2015, Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 11.02.2014 по делу N 12-8/14, Псковского городского суда Псковской области по делу N 12-23/2014; противоположная практика - решение Челябинского областного суда от 03.06.2014 по делу N 7-543/2014). Предоставление отчетности со значительными расхождениями в показателях с аналогичными показателями ранее сданных форм может быть расценено в качестве непредставления статистической информации (решение Тамбовского областного суда от 17.07.2013 по делу N 7-180).

Если допущенное правонарушение самостоятельно устранено ответственным лицом ранее возбуждения дела об административном правонарушении и принятия постановления о привлечении к ответственности, то, возможно, всё ограничится устным замечанием вследствие малозначительности (решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 12.09.2014 по делу N 12-384/14, противоположная практика - решения Псковского городского суда Псковской области по делу N 12-23/2014, Саратовского областного суда от 01.02.2013 по делу N 21-3).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.19 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета, а конкретно - руководителями территориальных органов Росстата по субъектам РФ и их заместителями, а также лично руководителем Росстата и его заместителями (ст. 23.53 КоАП РФ). Протоколы вправе составлять и иные сотрудники Росстата (см. соответствующий Перечень, утв. приказом Росстата от 12.04.2016 N 181).

Протокол должен отвечать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, лицо (законный представитель), в отношении которого составляется протокол, должно быть извещено о дате, времени и месте составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым он составляется (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, абз. 4 п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"). Рассмотрение дела при ненадлежащем извещении незаконно и может повлечь отмену постановления об административном наказании (решения Астраханского областного суда от 20.09.2013 по делу N 7-274/2013, Приморского краевого суда от 28.02.2012 по делу N 21-77/2012).

Постановление, вынесенное должностным лицом территориального органа Росстата России, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности по указанной статье составляет два месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Отсчет срока начинается после наступления последнего дня срока представления отчетности (решения Центрального районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 13.03.2015 по делу N 12-359/2015, Вичугского городского суда Ивановской области от 04.02.2015 по делу N 12-12/2015, Красноярского краевого суда от 26.06.2014 по делу N 7р-311/14, Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.11.2011 по делу N А39-3536/2011). В редких случаях суд отсчитывает срок давности с момента предоставления недостоверной информации (см. решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 11.02.2014 по делу N 12-8/14) или даже с момента обнаружения административного правонарушения (решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28.04.2015 по делу N 12-2017/2015).

Пример

Срок предоставления формы N 1-предприятие за 2017 год - 2 апреля 2018 года. Двухмесячный срок давности в случае ее непредставления следует отсчитывать с 3 апреля 2018 года. Административное наказание должно быть назначено не позднее 3 июня 2018 года.

После истечения срока давности привлечение к административной ответственности невозможно (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 000 рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Помимо возможности наложения штрафных санкций по ст. 13.19 КоАП РФ органы статистики также вправе потребовать от организаций возмещения ущерба, возникшего в связи с необходимостью исправления итогов своей сводной отчетности (ст. 3 Закона РФ от 13.05.92 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчётности").

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на июнь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность


При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Разумовой, Е. Титовой