Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на сертификацию (декларирование соответствия) продукции и услуг

Бухгалтерский учет расходов на сертификацию (декларирование соответствия) продукции и услуг

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.

Затраты на сертификацию продукции и услуг относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Вместе с тем, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, тогда расходы должны быть обоснованно распределены между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99). 

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором имели место. Если же расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то они признаются в отчете о финансовых результатах путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).

То есть расходы на сертификацию могут быть признаны равномерно в течение срока действия сертификата. Указанный порядок признания расходов организация должна закрепить в своей учетной политике.

Для обобщения информации о расходах, произведенных в текущем отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".

При проведении добровольной и обязательной сертификации в бухгалтерском учете делаются проводки:


Дебет

Кредит

Описание

60

51

оплачены работы по сертификации продукции (работ, услуг)

97

60

отражена стоимость работ по сертификации продукции в составе расходов будущих периодов


По мере признания расходов на сертификацию равномерно:


Дебет

Кредит

Описание

20

97

списаны затраты на проведение добровольной сертификации продукции


Первичными документами, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются расходы на сертификацию, являются:

- договор об оказании услуг по сертификации;

- акт об оказании услуг по сертификации;

- сертификат или принятая декларация соответствия, акт приема-передачи образцов, передаваемых органу по сертификации для проведения испытаний;

- документы, подтверждающие оплату услуг (платежное поручение, выписка банка по расчетному счету);

- бухгалтерская справка с расчетом списания расходов будущих периодов.

Пример

В ноябре организация провела добровольную сертификацию выпускаемой продукции с целью повышения ее конкурентоспособности. Срок действия сертификата - с 1 ноября текущего года по 31 октября следующего года. Расходы на проведение сертификации составили 17 700 руб. (в том числе НДС 2700 руб.). Стоимость готовой продукции, переданной для сертификации в качестве образца, составила 3000 руб. Учетной политикой предусмотрены учет расходов на сертификацию на счете и их равномерное списание в течение срока действия сертификата.

В бухучете организации сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

60

51

17 700

оплачены работы по добровольной сертификации продукции

97

60

15 000
(17 700 - 2700)

отражена стоимость работ по сертификации продукции в составе расходов будущих периодов

19

60

2700

учтен НДС по расходам на добровольную сертификацию продукции

68, субсчет "Расчеты по НДС"

19

2700

принят к вычету НДС

97


43

3000

списана стоимость образцов продукции, переданных на экспертизу


Ежемесячно в бухучете компании должна делаться проводка:

Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

20

97

1500
((15 000 + 3000) : 12 мес.)

списаны затраты на проведение добровольной сертификации продукции


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


"Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность


При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, И. Лазаревой, И. Разумовой, Е. Титовой