Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на содержание служебного транспорта

Бухгалтерский учет расходов на содержание служебного транспорта

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.

К расходам на содержание служебного автотранспорта, в частности, относятся:

- расходы на ГСМ (все виды топлива - газ, бензин, дизтопливо и пр., масла и смазки);

- расходы на технический осмотр;

- расходы на покупку "зимней" резины;

- затраты на мойку автомобиля;

- плата за хранение автомобиля на платной стоянке и др.

Такие расходы на основании п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 относятся к расходам по обычным видам деятельности. Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий (п. 16 ПБУ 10/99):

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Если организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности (второй абзац п. 18 ПБУ 10/99).

Расходы на содержание служебного транспорта отражаются по соответствующей статье затрат, как правило, в составе общехозяйственных расходов по дебету счета 26 " Общехозяйственные расходы" и кредиту счетов 10, 69, 70 и др.

Расходы на услуги по содержанию транспорта, оказываемые сторонними организациями, отражаются по соответствующим счетам учета затрат или расходов на продажу:


Дебет

Кредит

Описание

20 (26, 44)

60 (76)

учтена в расходах стоимость оказанных услуг


Определение суммы расходов по ГСМ в бухгалтерском учете производится на основании данных о пробеге автомашины, указанных в путевых листах, по нормам расходования ГСМ, утвержденным организацией. В бухгалтерском учете сумма расхода отражается по дебету счета учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 10, субсчет "Топливо".

Сверхнормативный расход топлива включается в состав прочих расходов:


Дебет

Кредит

Описание

91 "Прочие расходы"

10 , субсчет "Топливо"



Первичными документами, на основании которых в бухгалтерском учет отражаются расходы на содержание служебного транспорта, являются:

при списании ГСМ:

- приказы руководителя организации, утверждающие нормы расхода топлива;

- путевые листы;

- документы об оплате топлива или авансовые отчеты, если топливо приобреталось через подотчетное лицо;

- акты о списании материальных запасов;

при списании расходов по хранению автотранспортных средств на платных стоянках:

- договор на хранение (сохранная расписка (квитанция) - при кратковременной (разовой) постановке автомототранспортного средства на автостоянку (на срок не более суток));

- документы, подтверждающие оплату услуг (платежное поручение, выписка банка по расчетному счету, чеки ККТ, товарные чеки, БСО);

при списании расходов на оказание услуг по мойке, техобслуживанию транспортных средств и т.п.:

- договор, акт об оказании услуг;

- чеки ККТ, товарные чеки, квитанции, БСО (при оплате наличными денежными средствами).

Пример

Водитель автомобиля, принадлежащего организации, получил из кассы под отчет денежные средства в размере 2500 руб. для приобретения ГСМ и представил авансовые отчеты с приложением первичных документов на бензин в количестве 100 л на сумму 2000 руб. (в том числе НДС 305,09 руб.), а также путевые листы на 1000 км пробега. 

В бухгалтерском учете сделаны проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

71

50

2500

сотруднику выданы денежные средства для оплаты ГСМ

10, субсчет "Топливо в баках автомобилей"

71

1694,91
(2000 - 305,09)

отражена стоимость приобретенных ГСМ

19

71

305,09

учтен НДС

68

19

305,09

принят к вычету НДС

50

71

500
(2500 - 2000)

сотрудником возвращена неиспользованная сумма денежных средств

20

"

10, субсчет "Топливо в баках автомобилей

2000

стоимость бензина, израсходованного сотрудником, отнесена на расходы организации


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


"Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность


При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, И. Лазаревой, И. Разумовой, Е. Титовой