Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов при списании (ликвидации) основных средств, НМА

Бухгалтерский учет расходов при ликвидации основных средств, при списании НМА

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств и нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих (п. 31 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", п. 35 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов").

При этом с бухгалтерского учета списываются объекты основных средств и нематериальных активов, которые выбывают или не способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п. 29 ПБУ 6/01, п. 34 ПБУ 14/2007). См. также письмо Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01.

Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях прекращения его использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; частичной ликвидация при выполнении работ по реконструкции и иных случаях. 

При обосновании списания объекта основных средств необходимо подтвердить прекращение действия хотя бы одного из установленных п. 4 ПБУ 6/01 условий принятия такого актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств (см. письмо Минфина России от 25.12.2015 N 07-01-06/76480).

Начисление амортизационных отчислений по выбывающему объекту ОС прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 22 ПБУ 6/01). При демонтаже ОС, который производится в течение нескольких отчетных периодов, амортизация начисляется в обычном порядке (то есть в течение всего периода демонтажа).

Нематериальный актив также может выбывать в случае прекращения его использования вследствие морального износа. Кроме того, НМА может выбывать по истечении срока полезного использования (прекращения срока действия патента, свидетельства и т.п.) и в других случаях (п. 34 ПБУ 14/2007). Одновременно со списанием стоимости НМА подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений, что отражается по дебету счета 05 и кредиту счета 04. Амортизационные отчисления по НМА прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем списания этого актива с бухгалтерского учета (п. 32 ПБУ 14/2007).

При ликвидации ОС и списании НМА в составе прочих расходов отражаются их остаточная стоимость и иные расходы, связанные с их списанием. При ликвидации ОС это могут быть расходы по транспортировке, демонтажу, погрузке, упаковке и т.п. (п. 11, п. 13 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Остаточная стоимость ликвидируемого основного средства (нематериального актива) и иные расходы, связанные с их ликвидацией, отражаются по дебету счета 91, субсчет "Прочие расходы". По кредиту счета 91, субсчет "Прочие доходы" показываются доходы от поступления ТМЦ, полученных в результате ликвидации.

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае выбытия актива, неспособного приносить доход.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности), то есть на дату подписания акта о списании ОС или НМА.


Документами, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются расходы при ликвидации основных средств, при списании НМА, являются:

- приказ (распоряжение) руководителя организации о списании объекта (актива);

- акт о списании объекта основных средств (может быть разработан на основе форм ОС-4, ОС-4а, ОС-4б, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7);

- акт о списании НМА (в качестве образца для разработки акта на списание НМА можно использовать унифицированную форму акта на списание основных средств (форма N ОС-4).

Пример

Основное средство (компьютер) вышло из строя и не подлежит восстановлению. Срок полезного использования ОС - 48 месяцев, первоначальная стоимость - 48 000руб., НДС в сумме 8640 руб. принят к вычету, дата ввода в эксплуатацию - декабрь 2013 года. В декабре 2016 года он списан с остаточной стоимостью 12 000 рублей. Начислена амортизация в размере 36 000 рублей. Компьютер эксплуатировали 36 месяцев.

Выбытие основного средства отражается следующими проводками:


Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

01, субсчет "Выбытие основных средств"


01, субсчет "Основные средства в эксплуатации"

48000

списана первоначальная стоимость объекта, подлежащего ликвидации

02


01, субсчет "Выбытие основных средств"

36000

списана амортизация, накопленная к моменту ликвидации

91, субсчет "Прочие расходы"


01, субсчет "Выбытие основных средств"

12000

списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта


Восстановление НДС, если организацией принято такое решение, отражается следующими проводками:


Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

19

68, субсчет "Расчеты по НДС"

2160
(12 000 х 18%)

восстановлен НДС с остаточной стоимости ликвидируемого ОС

91, субсчет "Прочие расходы"

19

2160

сумма восстановленного НДС отражена в составе прочих расходов


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность


При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.