• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Условия обработки персональных данных

Условия обработки персональных данных

По общему правилу обработка персональных данных может осуществляться с согласия субъекта персональных данных (далее - Согласие) (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Согласие человека должно быть конкретным и информированным, то есть содержать информацию, позволяющую однозначно сделать вывод о целях, способах обработки с указанием действий, совершаемых с персональными данными, объеме обрабатываемых персональных данных. В основу принятия субъектом персональных данных решения о предоставлении их к обработке положен гражданско-правовой принцип автономии воли (ч. 1 ст. 9 ГК РФ). Принцип автономии воли подразумевает свободное и самостоятельное принятие решения, основанного исключительно на внутреннем убеждении субъекта, определяющего характер и содержание собственных действий. Согласие субъекта персональных данных на их обработку подразумевает не только свободное принятие решения на их передачу, но и свободное выражение своей воли. Волеизъявление - важный элемент согласия на обработку персональных данных, с которым, как правило, связываются юридические последствия.

Согласие дается субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом (ч. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ). К примеру, Согласие исключительно в письменной форме требуется на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, биометрических персональных данных, на трансграничную передачу персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных. Требования к содержанию такого Согласия изложены в ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ. Если Согласие составляется в форме электронного документа, то оно должно быть подписано электронной подписью (ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ).

 

При иных обстоятельствах, по смыслу приведенных норм, Согласие может быть дано в любой форме: в устной, путем аудиозаписи, включения соответствующего пункта в договор, анкету или иной документ, если при этом его содержание отвечает установленным законом требованиям к содержанию письменного согласия (см. разъяснения Роскомнадзора от 14.12.2012). Так, ФАС Северо-Западного округа указал, что отправив свои данные по алгоритму заполнения анкеты-запроса на получение ипотечного кредита, форма которой была размещена на веб-ресурсе, физические лица - потенциальные клиенты фактически выразили свое согласие на обработку своих персональных данных для определенных в анкете целей (постановление от 13.12.2010 N Ф07-13220/2010). В другом деле суд отметил, что внутренняя воля при передаче персональных данных оператору в целях обработки может выражаться не только в прямой (непосредственной) форме, но и в форме конклюдентных действий, когда субъект, намеревающийся передать свои персональные данные, совершает требующиеся от него действия без предварительного уведомления оператора о своем решении (решение Сысертского райсуда Свердловской области от 14.05.2012 по делу N 2-526/2012).

Однако оператору в любом случае необходимо обеспечить возможность подтвердить факт получения такого согласия, поскольку на него возлагается обязанность доказывать факт обработки персональных данных с согласия субъекта (ч. 3 ст. 9 Закона N 152-ФЗ).

Внимание

При недееспособности гражданина письменное согласие на обработку его данных дает его законный представитель (родитель, опекун) (ч. 6 ст. 9 Закона N 152-ФЗ). А в случае смерти такое согласие оформляют наследники умершего, если только оно не было получено от него самого при жизни (ч. 7 ст. 9 Закона N 152-ФЗ).

В отсутствие согласия субъекта персональных данных оператор может обрабатывать конфиденциальную информацию о гражданах лишь в случаях, перечисленных в п.п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. Отметим, данный перечень сформулирован исчерпывающим образом и расширительному толкованию не подлежит.

Так, в п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ установлено два основания, освобождающего оператора от получения согласия гражданина на обработку его персональных данных.

1. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации. То есть, если имеется международный договор, то для применения этого основания не требуется наличия условия в тексте соглашения о возможности обработки персональных данных. Достаточно установления факта необходимости их обработки для достижения целей сотрудничества, определенных таким договором (см., например, Конвенцию о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.). Как правило, международные соглашения не содержат положений о взаимном предоставлении, обмене персональными данными и иными операциями с ними, но подобные действия предполагаются в целях оформления перевозочных документов, а также обеспечения безопасности полетов.

 

2. Если на это есть прямое указание в законодательстве РФ (см., например, гл. 14 ТК РФ, ч. 3 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"). Однако это не означает, что при обработке персональных данных в подобных случаях не должны соблюдаться принципы, закрепленные в ст. 5 Закона N 152-ФЗ, равно как и иные положения Закона N 152-ФЗ.

 

Пункты 3 и 3.1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ дозволяют обработку персональных данных без согласия гражданина в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах; для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве. Данное основание является частным случаем рассмотренного ранее, поскольку деятельность судебных органов, судебных приставов-исполнителей детально регламентирована законом. Однако в отличие от предыдущего это основание допускает возможность несогласованной с субъектом обработки персональных данных участников процесса и исполнительного производства частным лицам. Например, стороны по делу в целях осуществления судопроизводства и исполнения судебных актов вправе указывать в процессуальных документах сведения о других лицах без их согласия (ответчиках, свидетелях, должниках и т.д.).

 

Обработка персональных данных, необходимая для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг, также не требует получения согласия идентифицируемого лица (п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Иными словами, истребование от граждан помимо прочих документов согласия на обработку персональных данных при оказании им государственных или муниципальных услуг будет считаться неправомерным. Данный вывод содержится, в частности, в постановлении Четырнадцатого ААС от 25.04.2013 N 14АП-2080/13, определении Московского горсуда от 30.11.2017 по делу N 33-40869/2017.

 

Не требуется согласие гражданина на обработку его персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

Это основание применимо лишь в тех случаях, когда субъект персональных данных либо выступает стороной договора, либо является выгодоприобретателем или поручителем по договору. Под выгодоприобретателем гражданское законодательство подразумевает лицо, в пользу которого заключен договор (ст. 430 ГК РФ). Это может быть лицо, в пользу которого застраховано имущество по договору страхования (ст. 930 ГК РФ); лицо, в интересах которого осуществляется доверительное управление имуществом (ст. 1012 ГК РФ); лицо, в пользу которого открыт банковский вклад (ст. 842 ГК РФ), и др. Поручитель - это лицо, заключившее договор поручительства, по которому он обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (п. 1 ст. 361 ГК РФ).

Подчеркнем, что обработка персональных данных в подобных случаях должна строго ограничиваться целями заключения и исполнения договора. Не допускается в отсутствие согласия участника договорного правоотношения передача его персональных данных третьим лицам в рекламных или маркетинговых целях (ч. 1 ст. 15 Закона N 152-ФЗ). Хранение же и передача необходимой информации, содержащей персональные данные, в уполномоченные органы (например, налоговые, органы валютного контроля и т.п.) могут осуществляться оператором без согласия субъекта на основании п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ.

 

Следующее основание допускает возможность обрабатывать персональные данные физического лица без его согласия, если это необходимо для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта, когда получить его согласие невозможно (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). В данной ситуации оператор должен самостоятельно определить, наличествует или нет реальная угроза жизненно важным интересам человека и имеется ли объективная невозможность применения п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ (получение согласия). Примером такой обработки может считаться передача или распространение информации о малолетних детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, потерявшихся гражданах.

 

Обработка персональных данных возможна без согласия субъекта, если она необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

По сути данное основание позволяет оператору оправдать осуществляемую им обработку персональных данных собственными законными правами и интересами или законными интересами и правами иных лиц либо публичными интересами. Но при этом он должен подтвердить, что подобная обработка не имеет отрицательных последствий для субъекта персональных данных. Заметим, что риск возможного несогласия с такой оценкой как со стороны субъекта, так и контролирующих органов несет оператор, поскольку бремя доказывания перечисленных условий возлагается на него. Примерами реализации оператором данного основания могут быть, в частности, внедрение пропускного режима в организации в целях обеспечения безопасности работников и посетителей (см. определение Московского горсуда от 18.06.2015 N 33-20949/15); передача участнику хозяйственного общества документов, содержащих персональные данные других участников (учредителей) - физических лиц (фамилию, имя, отчество и место жительства физлица, иную информацию, необходимую для обращения в суд в соответствии с требованиями процессуального законодательства, сведения о размере вознаграждения физического лица и т.д.), если эта информация необходима участнику для целей защиты своих прав и законных интересов, например оспаривания сделки, заключенной с этим лицом, либо обращения в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличному исполнительному органу общества, временному единоличному исполнительному органу общества, члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и к управляющему о возмещении причиненных обществу убытков (см. п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144, постановление Первого ААС от 22.06.2016 по делу N 01АП-3687/16).

 

Не требуется согласие физического лица, если обработка его персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации (СМИ) либо научной, литературной или иной творческой деятельности (п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Данное основание гарантирует профессиональным журналистам*(1) и СМИ*(2) реализовать предоставленное им право на свободу слова (ст. 29 Конституции РФ), право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44 Конституции РФ), но только в той мере, в которой не нарушаются права и законные интересы субъектов персональных данных. Так, в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 разъяснено, что п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона РФ "О средствах массовой информации" предусмотрен запрет на распространение в СМИ сведений о личной жизни граждан, если от них самих или от их законных представителей не было получено на то согласие, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов. Пункт 2 ч. 1 ст. 50 названого Закона допускает распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц. При этом к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

При этом необходимо проводить разграничение между сообщением о фактах, способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, например, исполнения своих функций должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной деятельностью. В то время как в первом случае средства массовой информации выполняют общественный долг в деле информирования граждан по вопросам, представляющим общественный интерес, во втором случае такой роли они не играют (см. также постановление Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29.10.2015 по делу N 4А-547/2015).

 

Закон допускает обработку персональных данных без согласия субъекта в статистических или иных исследовательских целях, при условии обязательного обезличивания этих данных (п. 9 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Под обезличиванием понимается действие, в результате которого становится невозможным определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.

В силу прямого указания закона такая обработка не должна использоваться в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации (ст. 15 Закона N 152-ФЗ). Подчеркнем также, что это основание не распространяется на специальные категории персональных данных.

 

Равным образом Закон N 152-ФЗ разрешает без согласия физического лица обрабатывать общедоступные сведения о нем (п. 10 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ), то есть те, которые стали таковыми либо в результате его самостоятельных действий по раскрытию конфиденциальной информации о себе неопределенному кругу лиц, либо аналогичных действий иных лиц по его поручению. Примерами общедоступных персональных данных являются сведения, размещенные пользователем в социальных сетях, на специализированных сайтах по поиску работы и т.п. Возможность использования общедоступных персональных данных подтверждается и судебной практикой (см. определение Московского горсуда от 10.07.2015 по делу N 33-23164/15). Однако размещение персональных данных субъектом в общедоступных источниках не означает, что операторы могут делать с ними все что угодно. Так, например, Нижегородский областной суд счел, что суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание довод ответчика о том, что информация с телефонным номером истца размещена в сети Интернет, и этот факт исключает необходимость получения согласия субъекта на обработку его общедоступных персональных данных, поскольку телефонный номер истца был размещен в сети Интернет в целях оказания юридических услуг, в то время как ответчик воспользовался им с другой целью, а именно с целью доведения до него информации в связи с задолженностью по кредиту. Далее суд указал, что положение п. 10 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, позволяющее не испрашивать разрешение на обработку персональных данных, в случае, если персональные данные стали общедоступными, не свидетельствует о том, что иные лица могут использовать персональные данные без согласия субъекта. В данном случае размещение персональных данных истца было связано с его трудовой деятельностью и не предполагало использование этих сведений в других целях (см. определение Нижегородского облсуда от 11.10.2016 по делу N 33-12355/2016).

Таким образом, если субъект персональных данных оспаривает факт размещения сведений о нем в сети Интернет или иных общедоступных источниках, то данное основание применяться не может.

 

И, наконец, последнее основание для обработки персональных данных без согласия субъекта касается случаев, когда эти данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом (п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Примерами требований законодательства являются положения, обязывающие граждан, претендующих на замещение должностей государственной или муниципальной службы, представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"); требования законодательства о банкротстве об опубликовании идентифицирующих сведений о должнике-гражданине (ст. 213.7 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), медицинская организация обязана информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием Интернета, о своих медицинских работниках, уровне их образования, квалификации (п. 7 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") и др.

 

______________________________

*(1) Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-I "О средствах массовой информации").

*(2) Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-I "О средствах массовой информации").

 

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


"Энциклопедия решений. Персональные данные" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере обработки персональных данных


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Персональные данные


При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Персональные данные" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Амировой.