Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ).

Следовательно, вопросы ответственности сторон по обязательствам перевозки регулируются как нормами законодательства, так и условиями, которые определили в договоре сами стороны. При этом нормы законодательства, устанавливающие ответственность, применяются независимо от того, предусмотрены ли они договором (п. 35 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30).

При перевозках грузов перевозчик несет ответственность:

- за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором;

- за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 794, п. 1 ст. 796 ГК РФ).

При перевозках пассажиров и багажа перевозчик несет ответственность:

- за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, а также за прибытие такого транспортного средства в пункт назначения с опозданием (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях);

- за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа;

- за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира (ст. 795, п. 1 ст. 796, ст. 800 ГК РФ).

По общему правилу транспортные организации не могут заключать соглашения с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика. Такие соглашения признаются недействительными (п. 2 ст. 793 ГК РФ, ст. 37 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", ст. 114 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), п. 1 ст. 175 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ). Исключение составляют случаи, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

В частности, перевозчик по договору морской перевозки груза вправе заключать соглашение об освобождении его от ответственности или уменьшении пределов его ответственности при соблюдении следующих условий:

- с момента принятия груза до его погрузки на судно и после выгрузки груза до его сдачи;

- если не выдается коносамент и согласованные условия перевозки груза включены в документ, который не является товарораспорядительным документом и содержит отметку об этом.

Однако для этих правил установлены ограничения: они применяются к перевозке определенного груза, если род и вид груза, состояние груза, сроки перевозки груза, а также условия, при которых должна осуществляться перевозка груза, оправдывают заключение особого соглашения (п. 2 ст. 175 КТМ РФ).

В ряде случаев возможность устанавливать ответственность сторон в договоре перевозки прямо предусмотрена законом. Например, в договорах на перевозку железнодорожным транспортом грузов, свойства которых или их состояние, либо предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, могут быть установлены условия перевозок таких грузов и ответственность сторон за их перевозку и сохранность. При этом грузоотправитель перед заключением с перевозчиком договора перевозки груза на особых условиях должен согласовать данные условия с грузополучателем (ст. 8 УЖТ, п. 2 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов на особых условиях (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 41)). Однако это не исключает применения общих правил об ответственности перевозчика (п. 1 ст. 796 ГК РФ, ст. 95 УЖТ). Обязанность доказать, что недостача груза, багажа произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам, возлагается на перевозчика (постановление ФАС Московского округа от 27.01.2012 N Ф05-12016/11).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере гражданского права


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, П. Ериным, Ю. Раченковой, О. Сидоровой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.