Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при реализации имущества и (или) имущественных прав банкротов до 31 декабря 2014 года

Определение налоговой базы по НДС при реализации имущества и (или) имущественных прав банкротов до 31 декабря 2014 года

Внимание

С 1 января 2015 года операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения НДС (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ), п. 4.1 ст. 161 НК РФ утрачивает силу. См. также письмо Минфина России от 30.09.2015 N 03-07-14/55736.

Согласно п. 4.1 ст. 161 НК РФ при реализации на территории РФ имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом НДС. Налоговыми агентами в данном случае являются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), которые обязаны расчетным методом исчислить НДС, удержать его из выплачиваемых доходов и уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. Налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества (имущественных прав). См. также письмо Минфна России от 11.02.2013 N 03-07-11/3393.

В случае реализации имущества банкрота (в том числе предмета залога) исчисление НДС налоговыми агентами - покупателями этого имущества и (или) имущественных прав производится при оплате приобретаемого ими имущества, то есть либо в момент его предварительной оплаты (полной или частичной) либо в момент оплаты принятого на учет имущества банкрота. Сумма налога рассчитывается исходя из суммы оплаты указанного имущества и (или) имущественных прав и расчетной налоговой ставки, определяемой в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ (см. также письма Минфина России от 27.05.2013 N 03-07-11/19119, ФНС России от 17.01.2013 N ЕД-3-3/96@).


Вместе с тем, рекомендуем ознакомиться с письмами ФНС России от 10.07.2014 N ГД-4-3/13426@, от 29.01.2014 N ГД-4-3/1430, от 06.02.2014 N ГД-4-3/1913@. В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 11 указано на то, что применяя правило п. 4.1 ст. 161 НК РФ цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания НДС) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). При этом отмечается, что исходя из положений ст. 163 и п. 4 ст. 166 НК РФ, налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные п. 1 ст. 174 НК РФ, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому п. 2 ст. 134 Закона N 127-ФЗ относится к четвертой очереди текущих требований.

Пунктом 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 N 7, предусмотрено, что со дня размещения Постановления Президиума ВАС РФ в полном объеме на сайте ВАС РФ практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для арбитражных судов считается определенной. Аналогичные правила применяются при установлении даты, когда считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума ВАС РФ. Таким образом, постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в рассматриваемом случае.

Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, доведенном до налоговых органов письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097@. Так, в нем указано, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, Верховного Суда РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети "Интернет" либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Таким образом, при реализации имущества должника, признанного банкротом, исчисление и уплата в бюджет НДС производится налогоплательщиком-должником. При этом вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщиком-должником покупателю при приобретении им имущества у должника, производятся покупателем в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ, то есть на основании счета-фактуры, после принятия на учет приобретенного имущества и при наличии соответствующих первичных документов.


Минфин России в письме от 19.04.2012 N 03-07-11/119 обратил внимание налогоплательщика на то, что при реализации имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, налоговая база по НДС определяется именно в специальном порядке, установленном п. 4.1 ст. 161 НК РФ, а не по правилам, предусмотренным ст. 155 НК РФ.

Если покупателем имущества должника-банкрота является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, то оно не признается налоговым агентом по НДС (см. письмо Минфина России от 17.01.2012 N 03-07-14/04). В письме от 27.04.2012 N 03-07-14/47 Минфин России указал, что если покупателем имущества банкрота являются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но имущество приобретается не для предпринимательской деятельности, то физические лица налоговыми агентами не являются и, соответственно, на них обязанность перечислять в бюджет НДС не возлагается.

При приобретении имущества должника, признанного банкротом и не являющегося налогоплательщиком НДС (например, в связи с применением УСН), покупатели такого имущества налоговыми агентами не являются (см. письма Минфина России от 27.04.2012 N 03-07-14/47, от 22.02.2012 N 03-07-11/52).

По мнению Минфина России, положения п. 4.1 ст. 161 НК РФ не применяются в отношении имущества, полученного кредитором должника в случае признания несостоявшимися повторных торгов (см. письма от 29.11.2011 N 03-07-05/42, от 26.10.2011 N 03-07-05/29).



"Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным налогам, а также по вопросам проведения налоговых проверок и привлечения к налоговой ответственности


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.