• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Место реализации маркетинговых услуг для целей НДС

Место реализации маркетинговых услуг для целей НДС

Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ) установлено, что место реализации маркетинговых услуг для целей исчисления НДС определяется по месту деятельности покупателя.

Это правило распространяется только на закрытый перечень услуг. Однако на практике определить, относится ли конкретная оказанная услуга к перечисленным в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, бывает затруднительно. Для целей применения этой нормы приведены определения инжиниринговых услуг и услуг по обработке информации, однако нет, например, определения маркетинговых услуг, что приводит к налоговым спорам.

В письме от 03.06.2009 N 03-07-08/118 Минфин России рекомендовал при отнесении услуг к маркетинговым руководствоваться разъяснением ФНС России, согласованным с Минфином России и доведенным до налоговых органов письмом от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@. В этом письме специалисты ФНС России сделали вывод о том, что в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к маркетинговым услугам, выполняемым в рамках договора на оказание услуг, могут быть отнесены услуги, поименованные (до 1 января 2017 года) в подгруппе 74.13.1 "Исследование конъюнктуры рынка" ОКВЭД ОК 029-2001 (введен в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст) (с 1 января 2017 года этому коду соответствует группировка 73.20.1 "Исследование конъюнктуры рынка" по ОКВЭД 2), которые могут предполагать осуществление следующих процедур:

- определение размера и характера рынка;

- расчет реальной и потенциальной емкости рынка;

- анализ факторов, влияющих на развитие рынка;

- учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка;

- определение степени насыщенности рынка и т.д.;

- сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте и т.п.;

- исследования мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок;

- наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми складскими и вспомогательными помещениями и т.д.;

- анализ внешних факторов развития рынка.

Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 21.07.2006 N 03-4-03/1379@.


Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (услуг), если иное не предусмотрено п. 5 ст. 148 НК РФ, является контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, а также документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг). При этом при проверках расходов на маркетинговые услуги налоговые органы особое внимание уделяют отчету по услугам, ссылаясь например, на Международный кодекс маркетинговых исследований (МКМИ), применение которого в РФ не является обязательным. Например, в акте (отчете) об оказании маркетингового исследования, по мнению налоговых органов, должно быть указано:

- для кого и кем проводилось исследование;

- цель исследования;

- название фирм, которые проводили исследование;

- описание предполагаемого и фактического охвата проблем;

- описание метода изучения предмета исследования и деталей этого метода;

- выводы, полученные в результате.

Смотрите также постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.02.2011 по делу N А78-2714/2010, ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2009 N А05-10581/2008.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на март 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.