• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Пунктом 2 ст. 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).

Продление указанного срока или приостановление камеральной проверки, в отличие от выездной, НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, НК РФ установлен пресекательный трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки, течение которого начинается со дня представления этой декларации. направление налогоплательщику налоговым органом сообщения о том, что камеральная налоговая проверка началась, НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 30.09.2016 N 03-02-08/57161).

Следовательно, начать камеральную проверку представленной декларации (расчета) налоговый орган может в любое время после ее получения, но в любом случае срок окончания камеральной проверки не должен превышать установленные три месяца со дня представления декларации или расчета (письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75)*(1).

Налоговый орган вправе провести камеральную налоговую проверку в более короткий срок. Завершение такой проверки (в том числе, проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлены суммы НДС к возмещению) до истечения установленного трехмесячного срока нормам НК РФ не противоречит (см. письма Минфина РФ от 27.06.2016 N 03-07-14/37233, от 22.12.2015 N 03-07-03/75213, от 13.04.2015 N ЕД-4-15/6266, от 19.03.2015 N 03-07-15/14753 и ФНС России от 13.04.2015 N ЕД-4-15/6266).

Внимание

Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, то камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Течение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки по представленным уточненным налоговым декларациям (расчетам) начинает исчисляться со дня представления налогоплательщиком указанных уточненных деклараций (расчетов) (письмо ФНС России от 02.06.2014 N БС-4-11/10451).

Заметим, что из п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 следует, что истечение установленного в ст. 88 НК РФ срока не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. Проведение камеральной налоговой проверки за пределами установленного срока само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением сроков взыскания.

В связи с этим суды нередко приходят к выводу, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ, не является основанием для признания недействительным решения налоговой инспекции, принятого по результатам такой проверки (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.02.2014 N Ф07-9669/13, ФАС Уральского округа от 14.11.2013 N Ф09-11051/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2011 по делу N А53-12791/2010, ФАС Московского округа от 14.05.2014 N Ф05-4090/14 и от 14.05.2010 N КА-А40/4445-10, Девятого ААС от 12.11.2010 N 09АП-21987/2010).

В то же время при существенном нарушении налоговым органом сроков проведения камеральной проверки судьи все же признают незаконным проведение проверочных мероприятий за пределами установленных ст. 88 НК РФ сроков. Так, в постановлении от 17.11.2009 N 10349/09 Президиум ВАС РФ признал незаконными направление инспекцией требования о представлении документов, подтверждающих правомерность заявленных в декларации по НДС налоговых вычетов, более чем через 11 месяцев после подачи обществом налоговой декларации, а также принятое инспекцией решение, которым обществу было отказано в применении налоговых вычетов.

При этом высшие арбитры указали, что осуществлять проверочные мероприятия в отношении принятой налоговой декларации налоговый орган обязан в установленный для проведения камеральной проверки трехмесячный срок. Налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности применения заявленных в декларации налоговых вычетов, если в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган не обращается к нему с требованием представить документы, подтверждающие их обоснованность.

Позднее Пленум ВАС в п. 27 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом только в пределах сроков, предусмотренных, в частности, п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 101 НК РФ. Поэтому, принимая во внимание положения п. 4 ст. 101 НК РФ, согласно которым при рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ, доказательства, истребованные налоговым органом после истечения указанных сроков, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Соответственно, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки дает налогоплательщикам основание для оспаривания действий должностных лиц налогового органа, осуществляемых за рамками такой проверки (например, по истребованию дополнительных сведений, документов и т.п.).

Одновременно следует учитывать, что сумма излишне уплаченного налога на основании п. 6 ст. 78 НК РФ подлежит возврату по заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. При этом срок возврата излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ. Данная позиция подтверждается п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98.

Опираясь на указанную позицию ВАС РФ, Минфин России в письме от 07.10.2015 N 03-02-08/57177 пришел к выводу, что п. 2 ст. 88 НК РФ установлен пресекательный трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки. Фактически камеральная налоговая проверка может быть завершена ранее окончания указанного срока.

Внимание

Налоговые органы вправе провести камеральную налоговую проверку и в отсутствие налоговой декларации (расчета). Однако такое право налоговым органам предоставлено только в случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена в установленный срок следующими лицами:

- налогоплательщиком - контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с главой 3.4 НК РФ (п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ, действующей с 1 января 2015 года);

- иностранной организацией, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ (п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ, действующей с 1 января 2017 года).

В этих случаях должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Срок ее проведения - в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока представления такой налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев для иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ). Но если до окончания этой камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации.

______________________

*(1) В редакции п. 2 ст. 88 НК РФ, действующей до 01.01.2009, было предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Поэтому до 2009 года исчисление срока проведения камеральной проверки начиналось со дня, когда в налоговый орган были представлены налоговая декларация (расчет) и последний из прилагаемых к декларации необходимых документов, предусмотренных НК РФ (письмо Минфина России от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на март 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.