Энциклопедия решений. Какой налоговый орган вправе запрашивать информацию в порядке ст. 93.1 НК РФ

Какой налоговый орган вправе запрашивать информацию в порядке ст. 93.1 НК РФ

На основании п. п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

В свою очередь, налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации), приложив к нему копию указанного поручения.

Иными словами, требование о предоставлении документов (информации) по встречной проверке направляет контрагенту (иному лицу) налоговый орган по месту учета этого контрагента (иного лица) на основании поручения налогового органа, осуществляющего контрольные мероприятия.

Напомним, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Следовательно, налоговый орган, проводящий контрольные мероприятия, может истребовать документы (информацию) у контрагента или иного лица через налоговый орган, в котором контрагент (иное лицо) состоит на учете по любым предусмотренным НК РФ основаниям. Аналогичные разъяснения даны Минфином России в письмах от 22.01.2014 N 03-02-07/1/2057, от 19.04.2007 N 03-02-07/1-190 и от 29.03.2007 N 03-02-07/1-146.

ФНС России в письме от 08.08.2013 N АС-4-2/14488 разъяснила, что налоговый орган вправе направить документ, который используется при реализации им своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по любому месту учета лица налоговым органом, в том числе, в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения организации.

Как поясняет ФНС России, предполагаемое место нахождения истребуемого документа налоговый орган определяет исходя из имеющейся информации о сделке или операции, которая оформлена этим документом, иных имеющихся сведений. При этом правильное определение места нахождения документа способствует своевременности исполнения требования лицом, у которого он истребуется, а также своевременности получения его налоговым органом, то есть в интересах обеих сторон.

В случае, если обособленное подразделение организации не располагает истребуемым документом, полученное им требование о представлении документов (информации) может быть передано на исполнение в другое обособленное подразделение организации. Во всяком случае, ответственным за исполнение требования налогового органа является организация в целом, обстоятельства, связанные с внутренними процедурами документооборота в организации, во внимание не должны приниматься. Отказ в представлении документа на указанном основании будет являться неправомерным.

Суды также не усматривают наличие нарушений положений НК РФ в случае истребования необходимых документов (информации) у контрагента через его обособленное подразделение. Так в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.01.2012 N Ф07-1030/11 судьи поддержали позицию налоговой инспекции, указав, что внутренняя организация деятельности налогоплательщика является прерогативой его руководителя, но в то же время, организация работы и распределение обязанностей сотрудников должны обеспечивать соблюдение законодательно установленных сроков.


Такой же позиции контролирующие органы придерживаются и в случае возникновения необходимости истребования документов (информации) у контрагента, являющегося крупнейшим налогоплательщиком.

Отметим, что в соответствии с Особенностями постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденными приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н на основании п. 1 ст. 83 НК РФ, постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется также в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Причем снятие этой организации с учета в налоговом органе по месту ее нахождения не производится, и идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный в инспекции ФНС России по месту нахождения организации, не изменяется.

В связи с этим, согласно официальной позиции, истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у контрагента или у иного лица, являющегося крупнейшим налогоплательщиком, может осуществляться через налоговый орган, в котором такой контрагент или иное лицо - организация состоит на учете по месту нахождения (письма Минфина России от 09.12.2010 N 03-02-07/1-585 и ФНС России от 16.01.2013 N АС-4-2/282@).

Правомерность таких выводов подтверждается и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2012 N Ф07-1815/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.12.2011 N Ф04-6792/11 и от 02.12.2011 N Ф04-5983/11).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.