Энциклопедия решений. Льготы по земельному налогу для общероссийских общественных организаций инвалидов

Льготы по земельному налогу для общероссийских общественных организаций инвалидов

Согласно п. 5 ст. 395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом:

1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% процентов, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 223 по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства (ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ). Различают также межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Однако льгота согласно п. 5 ст. 395 НК РФ предоставляется только общероссийским общественным организациям инвалидов.

В связи с этим специалисты Минфина России в письме от 18.09.2009 N 03-05-04-02/72 разъяснили, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 23.12.1999 N 18-П, все общественные организации инвалидов вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные) имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом.

С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по земельному налогу, предусмотренному п. 5 ст. 395 НК РФ (см. определения ВАС РФ от 04.02.2008 N 566/08, от 31.01.2008 N 552/08).

Соглашаясь с позицией судебных органов, представители Минфина России считают, что вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. 395 НК РФ.

При этом если представительными органами государственной власти субъектов РФ и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе. См. также постановление ФАС Поволжского округа от 25.08.2011 N Ф06-7141/11.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 387 НК РФ представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы по земельному налогу и основания для их использования налогоплательщиком. Кроме того, п. 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено уменьшение налоговой базы по земельному налогу на необлагаемую сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельных участков, находящихся в собственности отдельных категорий физических лиц, в том числе и инвалидов.

Следовательно, вопросы, касающиеся предоставления налоговых льгот инвалидам и их организациям, не указанным в статьях 391, 395 НК РФ, могут быть решены законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и представительными органами муниципальных образований. См. письмо Минфина России от 16.01.2009 N 03-07-14/09.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на март 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.