Энциклопедия решений. Проверки ПФР и ФСС РФ плательщиков страховых взносов (за периоды до 2017 года)

Проверки ПФР и ФСС РФ плательщиков страховых взносов (за периоды до 2017 года)

Функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 2010 года осуществляют Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного социального страхования РФ.

Внимание

C 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передается налоговым органам (за исключением страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральные законы от 03.07.2016 N 243-ФЗ и N 250-ФЗ).

При этом контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, продолжают осуществлять органы ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до этой даты. Расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года также представляются в ПФР и ФСС РФ в прежнем порядке (ст.ст. 20 и 23 Закона N 250-ФЗ).

В связи с этим продолжают действие правовые основания для проведения проверок ПФР и ФСС РФ за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Право проводить проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов, а также проверки документов, связанных с выплатой страхового обеспечения, Фондам предоставлено Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", а также федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе:

Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".


Отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, регулируются Законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ, пп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

Внимание

В предмет регулирования Закона N 212-ФЗ попадают все проверки, осуществляемые в ходе контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, в том числе и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 2 ст. 1 Закона N 212-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.02.2014 по делу N А33-4567/2013).

Органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить следующие виды проверок плательщиков страховых взносов (п. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 - 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ):

- камеральная проверка;

- выездная проверка.

Целью таких проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.


При этом ПФР и его территориальные органы проверяют:

- правильность исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР (ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ, ч. 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ);

- правильность исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС (ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ);

- документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (ч. 7 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, ч. 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ);

- документы, связанные с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц (ч. 7 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, ч. 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ).


ФСС РФ и его территориальные органы проверяют:

- правильность исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ (ч. 2 ст. 3 Закона N 212-ФЗ, пп. 5 ч. 2 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ);

- правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 2 ст. 3 Закона N 212-ФЗ, пп. 5 ч. 2 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ);

- правильность исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 8 п. 2 ст. 18 Закона N 125-ФЗ).


Кроме того, органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить проверки банков в целях контроля за выполнением ими обязанностей, предусмотренных Законом N 212-ФЗ (ч. 4 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

Речь идет о проверке банков на предмет исполнения ими установленных ст. 24 Закона N 212-ФЗ обязанностей по уведомлению ПФР и ФСС РФ об открытии/закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя, а также по исполнению поручений плательщика страховых взносов или поручений органов контроля за уплатой страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда.

Форма проведения таких проверок банков Законом N 212-ФЗ и иными нормативными актами не определена. Суды считают, что проверка исполнения банками обязанностей, установленных Законом N 212-ФЗ, возможна также в форме камеральной либо выездной проверки (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.2013 N Ф01-7365/13, оставлено в силе определением ВАС РФ от 13.06.2013 N ВАС-7393/13).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.