Энциклопедия решений. Особенности применения НДС на территории города федерального значения Севастополя в течение переходного периода до 1 января 2015 года

Особенности применения НДС на территории города федерального значения Севастополя в течение переходного периода

В соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", до 1 января 2015 года на территории Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если Законом г. Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС (далее - Закон N 2-ЗС) и иными нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя не предусмотрено иное (ст. 1 Закона N 2-ЗС).


НДС при ввозе товаров на территорию Севастополя и вывозе товаров до 1 января 2015 года

Согласно ст. 2 Закона N 2-ЗС при ввозе товаров на территорию Севастополя (за исключением ввоза товаров с территории РФ) применяются налоговые ставки НДС, предусмотренные ст.ст. 3 - 5 Закона N 2-ЗС:

- до 1 мая 2014 года по ставке 20%;

- с 1 мая 2014 года поставке 18% или 10% (в отношении товаров, перечисленных в ст. 5 Закона N 2-ЗС).

С 26 марта 2014 года операции по ввозу товаров на таможенную территорию Таможенного союза, облагаемые до этой даты по ставке в размере 20%, подлежат налогообложению НДС по ставке 18%, за исключением операций, указанных в ст. 5 Закона N 2-ЗС, которые облагаются по ставке 10% (ст. 8 Закона N 2-ЗС). При ввозе товаров с территории государств, не являющихся членами таможенного союза, отношения по взиманию налогов и сборов регулируются в порядке, установленном НК РФ для соответствующих налогов и сборов.

Операции по поставке товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, включая поставку товаров на территорию Украины, а также услуги облагаются НДС по нулевой ставке в порядке, предусмотренном ст. 195 Налогового кодекса Украины (ст. 9 Закона N 2-ЗС).

Право на отнесение в налоговый кредит*(1) сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Севастополя, за исключением ввоза товаров с территории РФ, применяется в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Украины в отношении импортируемых товаров (ст. 10 Закона N 2-ЗС).


Ставки НДС до 1 января 2015 года

Согласно статьям 3 и 4 Закона N 2-ЗС операции по поставке плательщиком НДС товаров (услуг), кроме операций по поставке, не являющихся объектом налогообложения, освобождаемых от налогообложения и операций, к которым применяется нулевая ставка НДС, облагаются в период до 1 мая 2014 года по ставке 20%. С 1 мая 2014 года операции, облагаемые НДС до этой даты по ставке 20%, подлежат налогообложению по ставке 18%, за исключением операций, указанных в ст. 5 Закона N 2-ЗС.

В ст. 5 Закона N 2-ЗС перечислены товары (услуги), поставка которых облагается с 1 мая 2014 года по ставке НДС 10%. Это отдельные виды:

1) продовольственных товаров;

2) товаров для детей;

3) периодических печатных изданий и книжной продукции;

4) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;

5) племенного скота и пр. (включая их лизинг).

Согласно ст. 6 Закона N 2-ЗС с 1 июня 2014 года операции, облагаемые до этой даты по ставке 18% (за исключением операций, указанных в ст. 5 Закона N 2-ЗС), подлежат налогообложению по ставке:

- в размере 18% в случае их поставки в адрес плательщиков Республики Крым и города федерального значения Севастополя, зарегистрированных в соответствии с законодательством Украины и Российской Федерации, а также в адрес субъектов предпринимательской деятельности зарегистрированных на территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, и/или на таможенной территории таможенного союза;

- в размере 4% (без права формирования налогового кредита и налоговых вычетов) в случае их поставки в адрес субъектов предпринимательской деятельности зарегистрированных на территории Украины;

- в размере 4% (без права формирования налогового кредита и налоговых вычетов) в случае продажи на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя товаров и услуг, приобретенных у поставщиков, которые являются налогоплательщиками Украины.

В ст. 7 Закона N 2-ЗС указано, что с 1 июня 2014 года операции по поставке товаров (услуг), поименованных в ст. 5 Закона N 2-ЗС, облагаются по ставке:

- в размере 10% в случае их поставки в адрес плательщиков Республики Крым и города федерального значения Севастополя, зарегистрированных в соответствии с законодательством Украины и Российской Федерации, а также в адрес субъектов предпринимательской деятельности зарегистрированных на территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, и/или на таможенной территории таможенного союза;

- в размере 2% (без права формирования налогового кредита и налоговых вычетов), в случае их поставки в адрес субъектов предпринимательской деятельности зарегистрированных на территории Украины;

- в размере 2% (без права формирования налогового кредита и налоговых вычетов), в случае продажи на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя товаров и услуг, приобретенных у поставщиков, которые являются налогоплательщиками Украины.


Особенности определения объекта налогообложения и освобождение от НДС до 1 января 2015 года

На основании ст. 3 Закона N 2-ЗС с 1 мая 2014 года не признается объектом налогообложения НДС операция по передаче имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности - вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ).

С 1 мая 2014 года на территории Севастополя освобождаются от налогообложения НДС услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории города федерального значения Севастополь, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности. Формы санаторно-курортной путевки и курсовки утверждаются в качестве бланков строгой отчетности Правительством Севастополя (ст. 21 Закона N 2-ЗС).

С 01.07.2014 по 31.12.2014 предприятия и организации, которые основаны общественными организациями инвалидов и являются их полной собственностью, освобождаются от уплаты НДС, налога на прибыль и налога на землю при условии соблюдения положений НК Украины без необходимости получения разрешения на право пользования такими льготами (ст. 18 Закона N 2-ЗС).


Налоговый кредит, налоговые накладные*(2) до 1 января 2015 года

Согласно ст. 11 Закона N 2-ЗС датой возникновения права плательщика НДС на отнесение сумм налога, предъявленных продавцами, являющимися плательщиками НДС в соответствии с НК РФ, к налоговому кредиту считается наиболее ранняя из следующих дат:

- дата получения счета-фактуры, выставленного продавцом при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг). Отнесение к налоговому кредиту осуществляется на основании документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг), при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм;

- дата получения плательщиком НДС товаров (услуг), подтвержденных счетами-фактурами.

При получении плательщиком НДС товаров (услуг), подтвержденных счетами-фактурами, выставленными продавцами, получившими оплату (частичную оплату) в счет предстоящих поставок этих товаров (услуг) и являющимися налогоплательщиками НДС в соответствии с НК РФ, к налоговому кредиту относится сумма НДС только в части неоплаченных поставок товаров (услуг).

______________________________

*(1) Налоговый кредит по НДС по законодательству Украины - экономический аналог налогового вычета НДС по НК РФ.

*(2) Налоговая накладная по законодательству Украины - документ, экономически аналогичный счету-фактуре по НК РФ.


Обратите внимание, что согласно ст. 20 Закона N 2-ЗС законодательство РФ о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога, применяется на территории города федерального значения Севастополя, если Законом N 2-ЗС не предусмотрено иное, в отношении:

- юридических лиц, местом нахождения которых является территория города Севастополя, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории города Севастополя, сведения о которых внесены соответственно в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, - со дня внесения сведений в указанные государственные реестры;

- филиалов и представительств российских организаций, созданных на территории города Севастополя, - со дня внесения сведений об их создании в ЕГРЮЛ;

- иных обособленных подразделений российских организаций, а также обособленных подразделений иностранных организаций, созданных на территории города Севастополя после 18 марта 2014 года, - со дня создания обособленного подразделения;

- обособленных подразделений российских организаций, начавших осуществлять свою деятельность на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, - со дня постановки на учет в налоговом органе РФ на территории Республики Крым в соответствии с НК РФ;

- иностранных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств (в том числе юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, у которых в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать без доверенности, располагается за пределами территории города Севастополя), начавших осуществлять свою деятельность на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, - со дня постановки на учет в налоговом органе РФ на территории города Севастополя в соответствии с НК РФ.

Все перечисленные лица уплачивают НДС в соответствии с НК РФ.


Особенности исчисления НДС в г. Севастополе с 1 января 2015 года

С 1 января 2015 в ст. 162.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по НДС на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В случае приобретения товаров (услуг) покупателями, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, у продавцов - юридических лиц, которые имели место нахождения на территории Крыма или Севастополя на день принятия (образования) в РФ этих субъектов, сведения о которых не внесены в ЕГРЮЛ, либо у предпринимателей, сведения о которых не внесены в ЕГРИП, определение налоговой базы производится с учетом особенностей (п. 1 ст. 162.2 НК РФ):

1) суммы НДС, предъявленные такими продавцами по товарам (услугам), отгруженным (оказанным) по 31 декабря 2014 года, не принятые к вычету в течение 2014 года, принимаются к вычету покупателем при определении налоговой базы по налогу до 1 июля 2015 года при наличии налоговых накладных, выставленных такими продавцами при отгрузке или при получении предоплаты (частичной оплаты), документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм предоплаты (частичной оплаты), договора, предусматривающего перечисление указанных сумм (пп. 1 п. 1 ст. 162.2 НК РФ);

2) суммы НДС, принятые к вычету покупателем на основании налоговых накладных, выставленных такими продавцами при получении предоплаты (частичной оплаты), не подлежат восстановлению, за исключением случаев расторжения или изменения условий договора и возврата (включая зачет встречных требований) соответствующих сумм предоплаты (частичной оплаты) покупателю. При этом восстановление НДС производится покупателем в налоговом периоде, в котором произошли расторжение или изменение условий договора и возврат (включая зачет встречных требований) соответствующих сумм оплаты (частичной оплаты) покупателю (пп. 2 п. 1 ст. 162.2 НК РФ).


Согласно п. 2 ст. 162.2 НК РФ в случае, если покупателем, являющимся юридическим лицом, которое имело место нахождения на территории Республики Крым или Севастополя на день принятия (образования) в РФ этих субъектов, сведения о котором не внесены в ЕГРЮЛ, либо предпринимателем, сведения о котором не внесены в ЕГРИП, перечислена оплата (частичная оплата) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг) (далее - предоплата) продавцу, являющемуся юридическим лицом, которое имело место нахождения на территории Республики Крым или Севастополя на день принятия (образования) в РФ этих субъектов, сведения о котором не внесены в ЕГРЮЛ, либо предпринимателем, сведения о котором не внесены в ЕГРИП, а отгрузка в счет предоплаты произведена с 1 января 2015 года, определение налоговой базы производится с учетом особенностей:

1) если поставка в счет поступившей предоплаты произведена таким продавцом, налоговая база по налогу определяется на дату отгрузки;

2) суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю по товарам (услугам), отгруженным (оказанным) в счет поступившей ранее предоплаты, подлежат вычету у покупателя на основании счета-фактуры при выполнении одного из следующих условий:

- суммы НДС, отнесенные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя к налоговому кредиту при перечислении предоплаты, подлежат восстановлению таким покупателем в налоговом периоде, в котором суммы НДС, предъявленные продавцом по товарам (услугам), подлежат вычету покупателем;

- суммы НДС, отнесенные таким покупателем в расходы по налогам с доходов, исчисленным до дня внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, подлежат включению в состав доходов, подлежащих налогообложению в периоде применения покупателем вычетов в соответствии с п. 2 ст. 162.2 НК РФ.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


"Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным налогам, а также по вопросам проведения налоговых проверок и привлечения к налоговой ответственности


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.