Энциклопедия решений. Постановка на учет в налоговом органе организаций и физических лиц

Постановка на учет в налоговом органе организаций и физических лиц

Постановка организаций и физических лиц на учет в налоговом органе является одной из форм налогового контроля (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Основные правила, касающиеся порядка учета организаций и физических лиц, а также сроки, в которые такой учет должен быть осуществлен, установлены в ст.ст. 83 - 85 НК РФ.

Так, в силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно:

- по месту нахождения организации;

- по месту нахождения обособленных подразделений;

- по месту жительства физического лица;

- по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам;

- по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.


При этом иными основаниями, с которыми НК РФ связывает необходимость постановки лиц на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности, являются, в частности, возникновение у налогоплательщика (плательщика сборов) обязанности по уплате:

налога на игорный бизнес (п. 2 ст. 366 НК РФ);

налога на добычу полезных ископаемых (ст. 335 НК РФ);

ЕНВД для отдельных видов деятельности (п. 2 ст. 346.28 НК РФ, письма УФНС РФ по г. Москве от 03.04.2007 N 09-17/030104, УМНС РФ по г. Москве от 30.07.2004 N 09-1-02/3110);

налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения (п. 1 ст. 346.46 НК РФ);

торгового сбора (п. 1 ст. 416 НК РФ).

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 НК РФ).


Налоговый кодекс РФ допускает установление как общих правил учета налогоплательщиков (абзацы первый и второй п. 1 ст. 83 НК РФ), так и особенностей учета определенных категорий налогоплательщиков, выделяя, в частности:

иностранные организации (абзац четвертый п. 1 ст. 83 НК РФ);

организации, имеющие статус крупнейших налогоплательщиков (абзац третий п. 1 ст. 83 НК РФ);

организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08.11.2005 N 438-О: "Законодатель, действуя в пределах своих дискреционных полномочий, самостоятельно определяет формы налогового контроля и порядок его осуществления, в том числе условия учета налогоплательщиков таким образом, чтобы гарантировать, с одной стороны, исполнение ими налоговых обязанностей, а с другой - защиту их конституционных прав".

Таким образом, любые лица, признаваемые налогоплательщиками по одному или нескольким основаниям, установленным НК РФ, подлежат постановке на учет. Данная обязанность для налогоплательщиков прямо установлена пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ. При этом постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора (п. 2 ст. 83 НК РФ). В свою очередь, в обязанность налоговых органов вменяется обеспечить постановку налогоплательщиков на учет (снятие их с учета), а также учет сведений о налогоплательщиках на основе имеющихся у них данных (п. 10 ст. 83 НК РФ).

В результате совершенствования процедур государственной регистрации постановка на учет как организаций, так и физических лиц в большинстве случаев производится налоговыми органами самостоятельно, в т.ч. и на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию указанных лиц и их имущества (например органами ЗАГСа, ГИБДД и др.). Проведение учета физических лиц возможно и в заявительном порядке.

Правила учета и перечень документов, представляемых в налоговый орган с целью постановки на налоговый учет, установлены в разделах I, II и III Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н.

На основе данных учета Федеральная налоговая служба ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Состав сведений, содержащихся в ЕГРН, определен Приложением к Порядку, утв. приказом Минфина России от 30.09.2010 N 116н (п. 8 ст. 84 НК РФ).

Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной. Исключение составляют лишь перечисленные в п. 2 ст. 102 НК РФ (п. 9 ст. 84 НК РФ). К ним относятся сведения:

1) общедоступные, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемые избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемые в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.

При впервые осуществляемых действиях по постановке на учет каждому налогоплательщику присваивается ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) (п. 7 ст. 84 НК РФ). ИНН присваивается один раз и впоследствии не может быть изменен либо присвоен повторно другому лицу. Для организаций в дополнение к ИНН присваивается код причины постановки на учет (далее - КПП) (письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-02-08/14).

Факт постановки на учет подтверждается соответствующим свидетельством и (или) уведомлением, которые оформляются налоговым органом по единым для всей России формам.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ).


Тема

Налоги и взносы


См. также

Идентификационный номер налогоплательщика

КПП налогоплательщика

Выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков

Постановка на учет в налоговом органе вновь созданной российской организации по месту ее нахождения

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе организаций по месту нахождения транспортных средств

Постановка на учет в налоговом органе (снятие с учета) организации по месту нахождения недвижимого имущества

Постановка на учет в налоговых органах и снятие с учета филиалов, представительств, иных обособленных подразделений

Постановка на учет в налоговом органе филиалов, представительств, иных обособленных подразделений иностранной организации

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции

Постановка на учет в налоговом органе индивидуальных предпринимателей

Постановка на учет в налоговом органе физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе нотариуса, занимающегося частной практикой

Постановка на учет в налоговом органе (снятие с учета) адвокатов

Снятие с учета в налоговом органе российских организаций

Снятие с учета в налоговом органе индивидуальных предпринимателей

Энциклопедия судебной практики

Практические ситуации

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.