Энциклопедия решений. Сроки принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). Когда можно обращаться в суд

Сроки принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). Когда можно обращаться в суд

Вышестоящий налоговый орган в случае установления обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 139.3 НК РФ, вправе оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части. Соответствующее решение выносится вышестоящим налоговым органом в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы (апелляционной жалобы) или заявления об ее отзыве полностью или в части. О принятом решении в течение 3 рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме подателю жалобы.

При отсутствии обстоятельств для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения жалоба (апелляционная жалоба) рассматривается по существу.

Срок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом и принятия решения по ней установлен в п. 6 ст. 140 НК РФ и зависит от предмета обжалования. При наличии оснований он может быть продлен на такой же срок (см. таблицу).


Предмет обжалования

Сроки принятия решения об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения

Сроки принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе)

Продление срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе)

Решение о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении ) за совершение налогового правонарушения, вынесенное в соответствии со ст. 101 НК РФ

В течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы (апелляционной жалобы) или заявления об ее отзыве полностью или в части

В течение 1 месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы)

(абз. 1 п. 6 ст. 140 НК РФ)

Не более чем на 1 месяц

(абз. 1 п. 6 ст. 140 НК РФ)

Иные акты налогового органа ненормативного характера (кроме решений, принятых в соответствии со ст. 101 НК РФ), действия и бездействие его должностных лиц

В течение 15 рабочих дней со дня получения жалобы

(абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ)

Не более чем на 15 рабочих дней

(абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ)


Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) осуществляется вышестоящим налоговым органом в отсутствие лица, подавшего ее (за исключением случаев, установленных в п. 5 ст. 140 НК РФ).

Вместе с тем в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) ее податель вправе до принятия по ней решения представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Такие дополнительые документы рассматриваются вышестоящим налоговым органом при условии, если податель соответствующей жалобы представил пояснения причин, по которым было невозможно их своевременное представление налоговому органу, решение которого обжалуется.(п.п. 1, 4 ст. 140 НК РФ).

При этом необходимо учитывать, что в случае подачи дополнительных документов срок принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может быть продлен вышестоящим налоговым органом на такой же срок.

Указанный срок также может быть продлен вышестоящим налоговым органом для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) (абз. 1-2 п. 6 ст. 140 НК РФ).

Продление срока рассмотрения жалобы оформляется решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассматривающего жалобу. Рекомендуемая форма такого решения приведена в письме ФНС России от 07.08.2013 N СА-4-9/14460 (приложение 4). Это решение вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение 3-х рабочих дней со дня его принятия (абз. 3 п. 6 ст. 140 НК РФ).

Принятое по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) решение вышестоящего налогового органа вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение 3-х рабочих дней со дня его принятия (абз. 4 п. 6 ст. 140 НК РФ).

Внимание

В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке (абз. 2 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Соответственно, право обратиться в суд возникает у налогоплательщика в один из следующих моментов (п.п. 2, 3 ст. 138 НК РФ):

- со дня, когда заявителю стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе;

- со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного п. 6 ст. 140 НК РФ.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.