Энциклопедия решений. Начисление пеней при наличии у налогоплательщика переплаты по налогу (страховым взносам)

Начисление пеней при наличии у налогоплательщика переплаты по налогу

Необходимым условием для начисления пеней является наличие у налогоплательщика просроченной задолженности по уплате налога (сбора) - недоимки (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 75 НК РФ).

Нормы НК РФ не разъясняют, возможно ли начисление пеней в ситуации, когда наряду с недоимкой у налогоплательщика существует налоговая переплата.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. В свою очередь в обязанности налогового органа входит осуществление такого зачета или возврата (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

При этом если недоимка существовала на момент образования (выявления) переплаты, то зачет производится налоговым органом самостоятельно, в "одностороннем" порядке (п.п. 1, 5, 6 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ)*(1). Зачет может быть произведен как по этому налогу, так и по иным налогам соответствующего вида.

Зачет имеющейся переплаты возможен и в счет уплаты предстоящих платежей по тому же или иным налогам, зачисляемым в один и тот же бюджет. Однако для этого необходимо заявление налогоплательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ).

В любом случае обязанность по уплате соответствующего налога считается исполненной налогоплательщиком надлежащим образом со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов в счет исполнения этой обязанности (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). Соответственно, если решение о зачете принимается после наступления срока уплаты налога, то до его принятия пени на имеющуюся недоимку будут начисляться в общем порядке (письма Минфина России от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260, от 12.02.2010 N 03-02-07/1-62).

Вместе с тем, согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 17.12.1996 N 20-П, пени являются компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. При наличии же у налогоплательщика переплаты по налоговым платежам государство финансовых потерь не несет, что исключает необходимость в их компенсации.

В связи с этим многие суды приходят к выводу, что в случае наличия у налогоплательщика налоговой переплаты в сумме, превышающей сумму причитающихся к уплате или взысканию налогов, начисление пеней является неправомерным.

Такая позиция прослеживается как в случае, если на момент образования (выявления) недоимки на лицевом счете налогоплательщика существует переплата по этому же налогу (в т.ч. подлежащему зачислению в другой бюджет), так и при наличии переплаты по иным налогам того же вида. Смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 28.03.2014 N Ф10-614/14, ФАС Уральского округа от 13.10.2011 N Ф09-6497/11, ФАС Московского округа от 16.08.2011 N Ф05-7677/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.03.2011 по делу N А32-8217/2010 и др.

В частности, суды, вставая на сторону налогоплательщика, делают следующие выводы:

- если в результате налоговой проверки наряду с недоимкой выявлены обстоятельства, свидетельствующие о переплате налогов, налоговый орган должен учесть эти обстоятельства при принятии итогового решения, скорректировав суммы доначисленных налогов на суммы имеющихся переплат (постановление ФАС Московского округа от 06.08.2012 N Ф05-7653/12). При отсутствии итоговой задолженности не возникает и оснований для начисления пеней;

- из норм главы 25 НК РФ следует, что налог на прибыль организаций является единым и не может быть поделен на несколько самостоятельных частей в зависимости от зачисления в бюджеты разных уровней, поэтому пени могут быть начислены только при наличии недоимки в целом по налогу (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.11.2008 N А29-860/2008). Т.е. если у налогоплательщика есть переплата налога в части, зачисляемой в один бюджет, и задолженность по этому же налогу в части, зачисляемой в другой бюджет (в размере, не превышающем переплату), то в бюджетная система РФ не страдает, значит начисление пеней незаконно;

- если у налогоплательщика имеется переплата по другому налогу (одного вида с недоимкой), размер которой больше суммы причитающихся платежей, то задолженность отсутствует и бюджетная система не понесла каких-либо потерь (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 N Ф07-3930/11).

Однако, рассматривая обстоятельства конкретного спора, суд не всегда встает на сторону налогоплательщика. Примером тому служит постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2012 N Ф07-2109/11 (определением ВАС РФ от 17.08.2012 N ВАС-7469/12 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ). В этом деле суд, вынося решения о правомерности начисления пеней при наличии у налогоплательщика переплаты, принял во внимание:

1) действующий порядок проведения зачета излишне уплаченных сумм, в соответствии с которым налоговый орган не вправе самостоятельно проводить зачет имеющейся переплаты в счет будущих платежей. Налогоплательщик в рассматриваемом случае заявление на такой зачет своевременно не подавал. В итоге зачет произведен позднее, чем образована недоимка. Соответственно с момента образования просрочки и до момента принятия решения о проведения зачета налоговый орган имел все основания для начисления пеней. Стоит отметить, что данный вывод согласуется с мнением финансового ведомства, приведенным выше;

2) полномочия органа Федерального казначейства, у которого в соответствующий период не было права самостоятельно произвести перераспределение поступивших денежных средств по различным бюджетам. В связи с чем возникновение у налогоплательщика недоимки по налогу на прибыль, зачисляемой в бюджеты ряда регионов, влечет начисление пеней даже при наличии у него переплаты по налогу на прибыль, зачисляемой в бюджет иных регионов.


______________________________

*(1) Переплата может быть выявлена как самим налогоплательщиком, так и налоговым органом (п. 3 ст. 78, п.п. 3, 4 ст. 79 НК РФ)


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на март 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.