Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Мотивированное мнение налогового органа

Мотивированное мнение налогового органа

Для организаций одним из преимуществ проведения налогового контроля в форме налогового мониторинга является возможность получения от налогового органа его мотивированного мнения.

Мотивированное мнение налогового органа (далее - мотивированное мнение) отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

В силу п. 1 ст. 105.30 НК РФ мотивированное мнение составляется налоговым органом только при проведении налогового мониторинга.

Внимание

Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября следующего года. При этом периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга (п.п. 4-5 ст. 105.26 НК РФ).

Мотивированное мнение подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Форма и требования к составлению мотивированного мнения утверждены приказом ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@.

Выполнение налогоплательщиком мотивированного мнения исключает его вину в совершении налогового правонарушения, в связи с чем штрафы не начисляются. Не начисляются и пени на сумму недоимки, которая образовалась в результате выполнения организацией мотивированного мнения (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).


В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган составляет мотивированное мнение в следующих случаях:

1) по собственной инициативе;

2) по запросу организации.


1) Составление мотивированного мнения по инициативе налогового органа.

По инициативе налогового органа мотивированное мнение составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга налоговым органом установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов (п. 1 ст. 105.30 НК РФ).

Предварительно при выявлении противоречий между сведениями, содержащимися в представленных организацией документах (информации), либо выявлении несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение 5 рабочих дней необходимые пояснения или внести в течение 10 рабочих дней соответствующие исправления.

Обязанность составить мотивированное мнение возникает у налогового органа в случае, если после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии он установит вышеназванные факты нарушений (п. 2 ст. 105.29, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Сроки составления налоговым органом мотивированного мнения с момента выявления факта таких нарушений НК РФ не установлены, но ограничены сроками проведения налогового мониторинга - оно может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.

Мотивированное мнение, составленное по инициативе налогового органа, направляется организации в течение пяти рабочих дней со дня его составления (п. 3 ст. 105.30, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).


2) Составление мотивированного мнения по запросу организации.

Запрос о представлении мотивированного мнения может быть направлен организацией при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

При этом, исходя из нормы п. 4 ст. 105.30 НК РФ, определяющей порядок направления организацией запроса, круг таких вопросов ограничен:

- они должны касаться фактов хозяйственной жизни организации за период проведения в отношении этой организации налогового мониторинга;

- они должны касаться совершенных фактов хозяйственной жизни организации за этот период. Представление мотивированного мнения по планируемым сделкам не предусмотрено.

Запрос о представлении мотивированного мнения направляется в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг. В запросе излагается позиция организации по указанным вопросам.

Направить запрос о представлении мотивированного мнения организация может не позднее 1 июля года, следующего за периодом (календарным годом), за который проводится налоговый мониторинг.

Порядок направления мотивированного мнения налогового органа по запросу организации определен в п. 5 ст. 105.30 НК РФ.

Налоговый орган, получивший запрос, должен направить организации мотивированное мнение в течение одного месяца со дня получения такого запроса. Указанный срок может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

О продлении срока направления мотивированного мнения налоговый орган должен сообщить организации в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (п. 5 ст. 105.30, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Внимание

В силу прямой нормы п. 10 ст. 105.30 НК РФ при проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.